02 Декабря 2019 года / Текст: Мария Маркова / К номеру: 55 (877) Григорий Рапота: По щучьему велению ничего не случится. Работы еще многоГоссекретарь СГ рассказал, как продвигается работа по дорожным картам и о перспективных начинаниях
Государственный секретарь (в центре) регулярно приезжает с инспекцией на строительство Ржевского мемориала, который стал поистине всенародным: средства для его создания поступают со всех уголков мира. Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru КОГДА ЛУЧШЕ НЕ ТЯНУТЬ - Григорий Алексеевич, за двадцать лет Союзное государство проделало большой путь. Чем наполнилось объединение двух стран за это время? - Конечно, не все задачи решены. Именно поэтому рабочая группа под руководством министров экономики подготовила 31 дорожную карту по улучшению интеграции. Многие пункты, обозначенные в договоре 1999 года, воплотили сразу. Это пример того, что с некоторыми политическими вопросами лучше не тянуть. Свобода передвижения граждан через границу России и Беларуси, выбора места жительства, приема на работу, получения образования - все законодательно закреплено и работает. Это не значит, что сбоев каких-то не бывает. Но тем не менее система функционирует. Скажем, скорая помощь оказывается россиянам и белорусам в обеих странах. В РФ с 2017 года работает система ОМС для граждан Беларуси. Неплохие условия созданы для организации бизнеса на территории друг друга: только в Беларуси зарегистрировано 2,5 тысячи предприятий с российским капиталом. Координируем усилия и во внешней политике. - Сделано и правда немало. А что еще предстоит? - Например, отрабатываем гармонизацию налоговой политики. А вопросы антимонопольной деятельности, в свою очередь, тесно связаны с введением единой промышленной и энергетической политики. Все эти пункты входят в перечень дорожных карт. На последнем Совмине им уделили много времени: главы правительств и руководители ведомств заседали около семи часов. Как раз обсуждали те карты, по которым еще не достигли соглашения. - Совпадает ли ваш взгляд на будущее СГ с дорожными картами? - Вполне. В них заложены обязательные элементы развития. Надо приходить к единым правилам в промышленной политике. Это еще шире откроет наши рынки друг для друга и даст дополнительные возможности для совместного экспорта. Необходима и дальнейшая кооперация в разных сферах. Решать все эти задачи без гармонизации антимонопольного, налогового законодательств сложно. То же касается цен на энергоносители - это ключевой момент. Эти аспекты должны создавать равные конкурентные возможности. Вопрос лишь в том, как этого достичь, какой механизм использовать и какими темпами будем продвигаться. Не надо забывать и о том, что Россия и Беларусь остаются суверенными странами. Можно найти такие точки сближения, которые будут даже укреплять суверенитет. НАЗЛО СКЕПТИКАМ - Нынешней год для интеграции получился достаточно турбулентный. Велись жаркие споры, некоторые заговорили о том, что у Союза нет будущего. Что бы вы ответили скептикам? - Любая точка зрения имеет право на жизнь. Но если кто-то высказывает сомнения относительно будущего Союзного государства, нам надо делать все, чтобы их развеять. - Наши самые успешные проекты, с минимумом противоречий, - те, в которых есть сверхзадачи. Создается впечатление, что в области военного и военно-технического сотрудничества трудностей меньше всего. Какие же надо поставить цели в экономике, политике, чтобы эти сферы поднять на тот же уровень? - Поспорил бы с вами. Вы говорите как человек гражданский. Да, военные одинаково понимают свои цели, им очень легко найти общий язык, поскольку четко определен фронт их работы. Но не относил бы это к сверхзадачам. Хотя достижения здесь бесспорны: региональная группировка войск в постоянной боевой готовности, проходят регулярные учения. То же у пограничников, таможенников и представителей спецслужб. У нас даже есть программы по линии ФСБ и Следственного комитета. Однако экономику в определенном смысле настраивать сложнее. Вопросы касаются благополучия миллионов граждан. Именно здесь сейчас сосредоточены усилия по взаимодействию: это аспекты и энергоносителей, и поддержки предприятий, и создания равных условий, и налогового режима. - Насколько возможно переплетение наших экономик на данном этапе? - Они и так достаточно сильно связаны. Скажем, промышленная кооперация сохранилась еще с советских времен. И это огромная заслуга в том числе институтов Союзного государства, потому что эти связи жизненно важны для обеих стран. Не случайно Беларусь сохраняет устойчивые позиции в мире. Там много производств, которые очень здорово дополняют российскую экономику и промышленность - в сферах микроэлектроники, программного продукта, станкостроения, авиастроения. Скажем, в республике сохранились авиационно-ремонтные предприятия: ряд комплектующих используют и в российском авиапроме. Круг этого взаимного сотрудничества расширяется. К РЕВОЛЮЦИИ НЕ СТРЕМИМСЯ - Много говорим об общем рынке, но при этом каждая страна соблюдает свои интересы. Будет ли прорыв в будущем? - Мы, славяне, верим в сказки - в то, что все случится по щучьему велению. А на самом деле нужна кропотливая, большая работа. Прорывы случаются во время революции. Мы к ней не стремимся. Даст бог, утвердим эти карты, и будут более заметные шаги вперед. Появятся новые цели - продолжим работу. Я с большим удовольствием замечаю, как серьезно занялись вопросами, например, гармонизации налогового законодательства. Постоянный Комитет упорно пытался включить этот вопрос в повестку, но его все откладывали. Потому что это тяжело. Теперь время пришло. Надеяться на чудо - все равно что бездействовать. Нужно двигаться к стабильному улучшению ситуации, чтобы всегда была положительная динамика. Но для этого надо трудиться всем. Чем больше будет вовлечено людей, министерств, ведомств в сферу нашего взаимного сотрудничества, тем меньше вопросов двусторонних отношений останется на периферии. Тем заметнее окажется прогресс. - Не могу не задать вопрос по Госсовету: есть ли какая-то определенность с ним? Или его проведение зависит от того, будут ли готовы дорожные карты? - Это зависит от воли двух президентов. Повестка дня у нас сформулирована. Мы готовы к любому решению. Есть смысл двум президентам при встрече подвести какой-то итог работы над дорожными картами. Но когда это произойдет, я не могу сказать. БОЛЬШИЕ ПЛАНЫСЪЕЗДИТЬ В ГОСТИ - ЦЕЛАЯ ПРОБЛЕМА - На какой стадии находится проект высокоскоростной магистрали, которая свяжет Минск, Москву и Санкт-Петербург? Станет ли она новым союзным мегапроектом? - Речь о железной дороге, которая соединит не только наши столицы, но и европейские - Варшаву, Берлин и Гамбург. Рано или поздно проект реализуем. Возможно, с немного другим маршрутом. Во всем мире сейчас востребованы высокоскоростные пути сообщения. Евразия критически в них нуждается. Уже все беременны этой идеей, и она должна родиться. - Кто ее будет воплощать в жизнь? - К этому строительству очень большой интерес со стороны инвесторов, железнодорожных специалистов, гуманитариев. В СГ промышленные центры простираются от Москвы и дальше на восток. Самые мощные находятся в Поволжье. От Москвы до Смоленска, Пскова, Брянска при этом - сплошные леса и болота. Мы друг от друга даже географически отделены: в гости съездить - целая проблема. Да и по работе тоже. Самолеты такое количество желающих не перевезут. Но наши железнодорожные пути находятся на уровне XIX века! Взять хотя бы дорогу между Санкт-Петербургом и Минском: одноколейка с разъездами на путях. Такое только в фильмах про Гражданскую войну можно увидеть. Так что рано или поздно высокоскоростная магистраль будет. Понятно, что сейчас она не может работать на общей полосе, разгоняя впереди себя все электрички и убирая с дороги грузовой транспорт. Поэтому и обсуждаются проекты Москва - Казань, Санкт-Петербург - Москва и Свердловск - Челябинск. Пространственное развитие такой страны, как Россия, возможно только при наличии современных видов скоростного транспорта. И взаимоотношений с Европой и Минском. - Постоянный Комитет провел первую крупную презентацию этой магистрали на недавнем Веронском форуме. Какие первые отклики? - К нам уже обратились некоторые иностранные компании - европейские и китайские, заинтересованные в участии в таком проекте. Ключевые слова: БеларусьРоссияГригорий Рапотаэкономикадорожные карты Другие статьи раздела![]() Григорий Рапота: Не боимся работать на «территории вызовов»Как Россия и Беларусь усиливают друг друга на мировой арене и какие проекты считают самыми перспективными, рассказал Госсекретарь Союзного государства ![]() Владимир Путин и Александр Лукашенко: За двадцать лет многого достиглиПрезиденты двух стран 7 декабря в Сочи обсуждали, как идет интеграция, и решали спорные моменты ![]() По семейным обстоятельствамО формуле успеха содружества России и Беларуси говорили на прошедшем в Москве форуме «Союзное государство 2030 - траектория будущего» ![]() Хотим интеграцию? Так засучим рукава!Двадцать лет Союзу России и Беларуси. Что про него скажут эксперты? Постоянный Комитет СГ 10 декабря собирает очень серьезный форум, на который пригласил специалистов из двух стран - подвести итоги и наметить стратегию дальнейшего развития объединения ![]() «Кто за Союзное государство, ставьте подписи»О зарождении Союза, подводных камнях на пути его строительства и достижениях за два десятка лет - участники и очевидцы подписания ![]() Великолепная двадцаткаОсновы интеграции, векторы развития на несколько десятилетий вперед - все это заложено в главном документе Союзного государства Читайте также![]() Леонид Якубович о девчатах из легендарного 46-го женского авиаполка: Они - не «ведьмы», а «незабудки»Телеведущий и шоумен снял фильм про летчиц, что бомбили фашистских захватчиков, в том числе и в Беларуси. В интервью «СВ» телеведущий рассказал, как летал на легендарном По-2, об отце-фронтовике и как поддерживает себя в отличной форме ![]() Пять причин поехать в Вязьму
![]() Григорий Рапота: Не боимся работать на «территории вызовов»Как Россия и Беларусь усиливают друг друга на мировой арене и какие проекты считают самыми перспективными, рассказал Госсекретарь Союзного государства ![]() Хоть шаром покатиВ минском Музее елочных игрушек представили уникальную коллекцию экспонатов: от шагаловских полетов до чернокожих Морозов ![]() Александр Лукашенко: Основой союза с Россией должно быть творение общей историиПрезидент Беларуси, выступая перед депутатами Палаты представителей и парламентариями Совета Республики шестого и седьмого созывов, уделил особое внимание отношениям с Россией. Он дал советы новым управленцам по сотрудничеству с соседом и объяснил главные идеи интеграции в рамках Союзного государства. Подробнее – в материале «СВ» ![]() Подъем первым классомКомпании «Могилевлифтмаш» и «Воздухотехника» спустя год совместной работы выпускают на рынок премиум-лифт, с которым можно будет поговорить |
![]() Пять причин поехать в Вязьму
![]() Живу в Минске, есть маленький бизнес, который веду через интернет. Планирую переехать к брату в Москву и хочу продолжать вести свое дело. Могу я зарегистрироваться в РФ как самозанятый?Живу в Минске, есть маленький бизнес, который веду через интернет. Планирую переехать к брату в Москву и хочу продолжать вести свое дело. Могу я зарегистрироваться в РФ как самозанятый? ![]() Игра с козырями и безЛидеры российского футбола подтверждают свой класс, но в еврокубках это не помогает ![]() Светлана Журова: Белый флаг выкидывать рано, будем боротьсяВсемирное антидопинговое агентство (WADA) в понедельник приняло санкции в зубодробительном варианте: отстранить Россию от международных соревнований сроком на четыре года ![]() Хоть шаром покатиВ минском Музее елочных игрушек представили уникальную коллекцию экспонатов: от шагаловских полетов до чернокожих Морозов ![]() Бефана на метле и метелица на КомаровкеДекабрь - горячая пора: одни перелистывают кулинарные книги в поисках необычных рецептов, а другие составляют список дел, чтобы не упустить ничего важного. Например, купить подарки и заразиться новогодним настроением. Где это можно сделать в Москве и Минске - изучило «СВ» ![]() Леонид Якубович о девчатах из легендарного 46-го женского авиаполка: Они - не «ведьмы», а «незабудки»Телеведущий и шоумен снял фильм про летчиц, что бомбили фашистских захватчиков, в том числе и в Беларуси. В интервью «СВ» телеведущий рассказал, как летал на легендарном По-2, об отце-фронтовике и как поддерживает себя в отличной форме ![]() Владимир Ильич, сейчас вылетит птичкаКлассик советской фотографии Моисей Наппельбаум родился и вырос в Минске, искал вдохновение в Нью-Йорке, а успеха добился в Санкт-Петербурге, где создал самый известный портрет Ленина ![]() Мы за ценой не постоимКаждый год 1 января обновляется не только календарь, но и ценники в магазинах. «СВ» выяснило, что подорожает в России и Беларуси в следующем году ![]() Подъем первым классомКомпании «Могилевлифтмаш» и «Воздухотехника» спустя год совместной работы выпускают на рынок премиум-лифт, с которым можно будет поговорить |
Комментарии
Войти через социальную сеть: