САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Григорий Рапота: По щучьему велению ничего не случится. Работы еще много

Госсекретарь СГ рассказал, как продвигается работа по дорожным картам и о перспективных начинаниях

Государственный секретарь (в центре) регулярно приезжает с инспекцией на строительство Ржевского мемориала, который стал поистине всенародным: средства для его создания поступают со всех уголков мира. Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru

КОГДА ЛУЧШЕ НЕ ТЯНУТЬ

- Григорий Алексеевич, за двадцать лет Союзное государство проделало большой путь. Чем наполнилось объединение двух стран за это время?

- Конечно, не все задачи решены. Именно поэтому рабочая группа под руководством министров экономики подготовила 31 дорожную карту по улучшению интеграции. Многие пункты, обозначенные в договоре 1999 года, воплотили сразу. Это пример того, что с некоторыми политическими вопросами лучше не тянуть.

Свобода передвижения граждан через границу России и Беларуси, выбора места жительства, приема на работу, получения образования - все законодательно закреплено и работает. Это не значит, что сбоев каких-то не бывает. Но тем не менее система функционирует. Скажем, скорая помощь оказывается россиянам и белорусам в обеих странах. В РФ с 2017 года работает система ОМС для граждан Беларуси. Неплохие условия созданы для организации бизнеса на территории друг друга: только в Беларуси зарегистрировано 2,5 тысячи предприятий с российским капиталом. Координируем усилия и во внешней политике.

- Сделано и правда немало. А что еще предстоит?

- Например, отрабатываем гармонизацию налоговой политики. А вопросы антимонопольной деятельности, в свою очередь, тесно связаны с введением единой промышленной и энергетической политики. Все эти пункты входят в перечень дорожных карт. На последнем Совмине им уделили много времени: главы правительств и руководители ведомств заседали около семи часов. Как раз обсуждали те карты, по которым еще не достигли соглашения.

- Совпадает ли ваш взгляд на будущее СГ с дорожными картами?

- Вполне. В них заложены обязательные элементы развития. Надо приходить к единым правилам в промышленной политике. Это еще шире откроет наши рынки друг для друга и даст дополнительные возможности для совместного экспорта. Необходима и дальнейшая кооперация в разных сферах. Решать все эти задачи без гармонизации антимонопольного, налогового законодательств сложно. То же касается цен на энергоносители - это ключевой момент. Эти аспекты должны создавать равные конкурентные возможности. Вопрос лишь в том, как этого достичь, какой механизм использовать и какими темпами будем продвигаться. Не надо забывать и о том, что Россия и Беларусь остаются суверенными странами. Можно найти такие точки сближения, которые будут даже укреплять суверенитет.

НАЗЛО СКЕПТИКАМ

- Нынешней год для интеграции получился достаточно турбулентный. Велись жаркие споры, некоторые заговорили о том, что у Союза нет будущего. Что бы вы ответили скептикам?

- Любая точка зрения имеет право на жизнь. Но если кто-то высказывает сомнения относительно будущего Союзного государства, нам надо делать все, чтобы их развеять.

- Наши самые успешные проекты, с минимумом противоречий, - те, в которых есть сверхзадачи. Создается впечатление, что в области военного и военно-технического сотрудничества трудностей меньше всего. Какие же надо поставить цели в экономике, политике, чтобы эти сферы поднять на тот же уровень?

- Поспорил бы с вами. Вы говорите как человек гражданский. Да, военные одинаково понимают свои цели, им очень легко найти общий язык, поскольку четко определен фронт их работы. Но не относил бы это к сверхзадачам. Хотя достижения здесь бесспорны: региональная группировка войск в постоянной боевой готовности, проходят регулярные учения. То же у пограничников, таможенников и представителей спецслужб. У нас даже есть программы по линии ФСБ и Следственного комитета.

Однако экономику в определенном смысле настраивать сложнее. Вопросы касаются благополучия миллионов граждан. Именно здесь сейчас сосредоточены усилия по взаимодействию: это аспекты и энергоносителей, и поддержки предприятий, и создания равных условий, и налогового режима.

- Насколько возможно переплетение наших экономик на данном этапе?

- Они и так достаточно сильно связаны. Скажем, промышленная кооперация сохранилась еще с советских времен. И это огромная заслуга в том числе институтов Союзного государства, потому что эти связи жизненно важны для обеих стран. Не случайно Беларусь сохраняет устойчивые позиции в мире. Там много производств, которые очень здорово дополняют российскую экономику и промышленность - в сферах микроэлектроники, программного продукта, станкостроения, авиастроения. Скажем, в республике сохранились авиационно-ремонтные предприятия: ряд комплектующих используют и в российском авиапроме. Круг этого взаимного сотрудничества расширяется.

К РЕВОЛЮЦИИ НЕ СТРЕМИМСЯ

- Много говорим об общем рынке, но при этом каждая страна соблюдает свои интересы. Будет ли прорыв в будущем?

- Мы, славяне, верим в сказки - в то, что все случится по щучьему велению. А на самом деле нужна кропотливая, большая работа. Прорывы случаются во время революции. Мы к ней не стремимся. Даст бог, утвердим эти карты, и будут более заметные шаги вперед. Появятся новые цели - продолжим работу. Я с большим удовольствием замечаю, как серьезно занялись вопросами, например, гармонизации налогового законодательства. Постоянный Комитет упорно пытался включить этот вопрос в повестку, но его все откладывали. Потому что это тяжело. Теперь время пришло.

Надеяться на чудо - все равно что бездействовать. Нужно двигаться к стабильному улучшению ситуации, чтобы всегда была положительная динамика. Но для этого надо трудиться всем. Чем больше будет вовлечено людей, министерств, ведомств в сферу нашего взаимного сотрудничества, тем меньше вопросов двусторонних отношений останется на периферии. Тем заметнее окажется прогресс.

- Не могу не задать вопрос по Госсовету: есть ли какая-то определенность с ним? Или его проведение зависит от того, будут ли готовы дорожные карты?

- Это зависит от воли двух президентов. Повестка дня у нас сформулирована. Мы готовы к любому решению. Есть смысл двум президентам при встрече подвести какой-то итог работы над дорожными картами. Но когда это произойдет, я не могу сказать.

БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ

СЪЕЗДИТЬ В ГОСТИ - ЦЕЛАЯ ПРОБЛЕМА

- На какой стадии находится проект высокоскоростной магистрали, которая свяжет Минск, Москву и Санкт-Петербург? Станет ли она новым союзным мегапроектом?

- Речь о железной дороге, которая соединит не только наши столицы, но и европейские - Варшаву, Берлин и Гамбург. Рано или поздно проект реализуем. Возможно, с немного другим маршрутом. Во всем мире сейчас востребованы высокоскоростные пути сообщения. Евразия критически в них нуждается. Уже все беременны этой идеей, и она должна родиться.

- Кто ее будет воплощать в жизнь?

- К этому строительству очень большой интерес со стороны инвесторов, железнодорожных специалистов, гуманитариев. В СГ промышленные центры простираются от Москвы и дальше на восток. Самые мощные находятся в Поволжье. От Москвы до Смоленска, Пскова, Брянска при этом - сплошные леса и болота. Мы друг от друга даже географически отделены: в гости съездить - целая проблема. Да и по работе тоже. Самолеты такое количество желающих не перевезут.

Но наши железнодорожные пути находятся на уровне XIX века!

Взять хотя бы дорогу между Санкт-Петербургом и Минском: одноколейка с разъездами на путях. Такое только в фильмах про Гражданскую войну можно увидеть. Так что рано или поздно высокоскоростная магистраль будет. Понятно, что сейчас она не может работать на общей полосе, разгоняя впереди себя все электрички и убирая с дороги грузовой транспорт. Поэтому и обсуждаются проекты Москва - Казань, Санкт-Петербург - Москва и Свердловск - Челябинск. Пространственное развитие такой страны, как Россия, возможно только при наличии современных видов скоростного транспорта. И взаимоотношений с Европой и Минском.

- Постоянный Комитет провел первую крупную презентацию этой магистрали на недавнем Веронском форуме. Какие первые отклики?

- К нам уже обратились некоторые иностранные компании - европейские и китайские, заинтересованные в участии в таком проекте.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  2. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  3. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  4. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  5. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  6. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  7. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  8. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  9. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  10. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  11. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами
  12. СМИ: Нападавшие на «Крокус Сити холл» террористы были под наркотиками
  13. С 1 апреля для сдачи экзамена на права потребуется СНИЛС
  14. ЦИК Беларуси зарегистрировал кандидатов в члены Совета Республики
  15. В России около 60% выпускников могут поступить в вузы на бюджетные места

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также