«Кто за Союзное государство, ставьте подписи»
О зарождении Союза, подводных камнях на пути его строительства и достижениях за два десятка лет - участники и очевидцы подписания
В феврале 1995-го г Борис Ельцин и Александр Лукашенко завизировали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, который заложил основы белорусско-российской интеграции. Фото: ТАСС.
Франц КЛИНЦЕВИЧ, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью. В 1999-м - член Комитета ГД по труду и социальной политике:
Фото: Борис Кудрявов/kpmedia.ru
- Исторически идея формирования Союзного государства принадлежала Президенту Беларуси Александру Лукашенко, причем интеграцию он видел очень серьезную. Но тогдашнее окружение Бориса Ельцина не позволило реализовать все замыслы, только с приходом Владимира Путина эти идеи получили конкретное воплощение. Сдвинулся с места процесс унификации законодательства, обеспечены равные права нашим гражданам, договорились о совместных шагах во внешней политике.
В двухтысячных я пришел в Парламентское Собрание. Сразу, как бывший военный, стал работать в Комиссии по безопасности и обороне. Тогда мы заложили основы единой системы противовоздушной обороны, взяли под контроль вопросы миграционной и информационной безопасности, готовили документы по работе совместной региональной группировки войск РБ и РФ, отрабатывали алгоритмы коллективной обороны в случае вооруженной агрессии какого-либо государства или группы стран. В комиссии всегда работали профессионалы. Например, генерал-майор Анатолий Ванькович вносил блистательные предложения по укреплению пограничной безопасности и созданию воздушного щита Союза.
С большой заботой к нашим военным делам относится Ответственный секретарь Парламентского Собрания Сергей Стрельченко. Он понимает ключевые стратегические задачи, потому что сам человек служивый, афганец.
За время моей работы между членами нашей комиссии сложилось полное взаимопонимание, никаких спорных вопросов по линии обороны, спецслужб, пограничной безопасности, организации и проведения совместных учений. Считаю, что уровень взаимоотношений среди силовиков России и Беларуси - хороший пример для всех структур. Хотелось бы, чтобы и экономический блок нашел такие же точки соприкосновения, которые позволят сделать нашу интеграцию еще более эффективной.
Сергей БАБУРИН, политик, заслуженный деятель науки РФ. В 1999 году занимал пост заместителя Председателя ПС:
Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru
- Все началось в 1996 году, когда Государственная Дума приняла два постановления: одно аннулировало Беловежские соглашения, другое - признавало существование СССР. Это вызвало негативную реакцию в окружении Бориса Ельцина. Я тем же вечером выдвинулся в Минск, чтобы провести консультации в белорусском парламенте.
В перерыве между заседаниями пошел прогуляться. На одном из перекрестков ко мне подъехала машина... Через десять минут я оказался в резиденции президента республики. Появился Лукашенко - смеясь, он рассказал о звонке из Москвы: Александра Григорьевича просили со мной не встречаться. Но серьезный разговор у нас все же состоялся. И могу засвидетельствовать, что в тот момент глава Беларуси был настроен на самую решительную и быструю процедуру объединения. Но именно этого испугались в Кремле. Поэтому, когда готовили Союзный договор, оттуда изъяли всю политическую часть - не понравились статьи о президентском правлении. Документ стал не таким, каким его первоначально задумывали. Но интеграцию уже было не остановить.
Первое заседание Парламентского Собрания мы задумали провести между Москвой и Минском. Выбрали пограничный Смоленск. Сформировали делегации - от Совета Федерации и Госдумы, от Беларуси были представители однопалатного парламента. В первый день не обошлось и без курьезов. Руководители делегаций в зал заседаний решили подняться на лифте. И застряли. Просидели там два часа. Мы-то думали, что они за это время обо всем договорились, но на сессии пришлось начинать все сначала.
Но как бы мы ни спорили, на каждом заседании принимались решения, которые побуждали исполнительную власть идти вперед. Кстати, тогда работа Парламентского Собрания начиналась со знаменитой мелодии Александрова про «союз нерушимый», а теперь парламент двух стран перед началом работы слушает гимны России и Беларуси.
Николай ХАРИТОНОВ, депутат Государственной Думы РФ:
Фото: Артем Килькин/kpmedia.ru
- Вот все говорят: двадцать лет Союзному государству. Но можно сказать, что даже больше! И у меня есть историческое подтверждение. 2 апреля 1997 года в Кремле встретились президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Борис Ельцин. Перед ними на стол положили небольшой документ, стоящий из девяти статей - Договор о Союзе Беларуси и России (прекратил свое действие в связи со вступлением в силу Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. - Ред.). После официальной части продолжили разговор за торжественным ужином в Грановитой палате. Было ясно, что надо дальше договариваться, подписывать новые документы. Я не стал терять времени. Схватил салфетку со стола и подошел к Ельцину: обещай, что мы действительно будем строить Союзное государство, а не ограничимся декларациями. Он ответил: «Даю слово», а я протянул ему салфетку - распишись на ней, будет доказательство. И сказал уже всем остальным: кто действительно за Союзное государство, ставьте подписи. Собрал автографы с Виктора Черномырдина, Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Александра Лукашенко, Геннадия Селезнева. В этот момент спохватился начальник протокола Владимир Шевченко, подбежал ко мне и кричит: «Нельзя так, Николай Михайлович, юридически неправильно!» А я ему: СССР вот развалили - это разве правильно?