На стандарт внимание. Марш!
Почему не удается избежать авралов в конце года, и не повлияет ли это на качество работ по союзным программам? Депутаты Комиссии ПС по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий расставили точки над «i» в сложных вопросах
До конца года остается немного, и парламентарии начинают подводить итоги. В этот раз обратили особое внимание на одно из основных направлений работы Комиссии по экологии - чернобыльские программы.
Несмотря на то, что обстановка в пораженной радиацией зоне за три десятка лет после аварии на ЧАЭС значительно сгладилась и даже удалось часть земли вернуть в сельскохозяйственный оборот, проблем еще немало. Союзное государство воплотило в жизнь четыре большие программы. Еще одну приняли в конце августа, и она уже работает.
- Эта программа отличается от предыдущих, - рассказала председатель Комиссии Галина Филиппович. - Те были нацелены на ликвидацию последствий на Чернобыльской АЭС и в пострадавшей зоне. Пятая союзная программа ставит задачей обеспечение полноценного социально-экономического развития и дальнейшее снижение до минимума последствии чернобыльской аварии. Прежде всего на приграничных территориях Беларуси и России с высоким уровнем радиоактивного загрязнения.
Только на мероприятия по оказанию комплексной медицинской помощи в 2019 году выделили 160 миллионов российских рублей. Но пока из этих денег пошли по назначению только 95 миллионов. Почему так получилось, и как идут дела в вопросах реабилитации территорий и оздоровления людей с пострадавших земель, на комиссии решили спросить конкретных исполнителей.
Справедливости ради, программу в этом году подписали только во втором полугодии. Есть позиции со стопроцентным исполнением бюджета, например, санаторно-курортное оздоровление льготников. Но в целом депутатов создавшееся положение не на шутку встревожило. Если деньги есть, а люди не получают помощи, то что-то работает не так.
ДЕТАЛИ БЕЗ ПРИУКРАШИВАНИЯ
Вопросы ставились остро. Член комиссии Павел Шперов задался вопросом, почему сложившаяся практика приводит к авралам и не дает картины о реальном исполнении заявленных планов:
- Физическое исполнение работ: на конец года по всем ведомствам планируется срочное исполнение контрактов. Какое-то количество институтов, какое-то количество специалистов, число которых у нас ограничено - вдруг все будут исполнять работы. Конечно же, мы все сделаем. Но меня очень интересует, можно ли за оставшиеся два месяца отработать так же качественно то, что планировалось делать в течение всего года. Даже если это научно-исследовательская работа. У меня очень серьезные сомнения. Приведет ли это к какому-то результату?
Специалисты, отвечающие за результат, не так взволнованы.
- По нашему ведомству планки работ обозначены реальные, - заявил заместитель начальника отдела Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России Андрей Полетаев. - То же самое у коллег из Беларуси. У них все работы запланированы на вторую половину ноября. Для приближения планов к реальности пошли на снижение объема финансирования. Но только чтобы все успеть исполнить без всякой фикции.Хуже дела обстоят с Министерством сельского хозяйства: вот у них исполнение будет трудным, и придется смотреть очень внимательно, возможно, корректировать подход к программе.
Председатель комиссии Галина Филиппович заявила, что неисполнительность, неточность, неразворотливость в работе ведомств может привести к печальным последствиям, и к срыву работ, необходимых людям на пострадавших землях. Поэтому она предложила коллегам из министерств и ведомств активнее участвовать в процессе разработки программ:
- Хочу напомнить ситуацию с началом программы по гидрометеорологии. В Российской Федерации все было хорошо. А на территории Республики Беларусь не могли разобраться. В конце концов люди даже лишились своих должностей - за неисполнительность. Отличный пример, когда российские представители давали советы белорусским коллегам, как и что можно сделать, какие ресурсы привлечь. И очень хорошо, что мы выпутались из той неприятной истории и программа в итоге пошла без нареканий. Поэтому нам своевременно нужна детальная информация и без приукрашивания.
ШИРОКОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Есть проблемы и с российской стороны. По программам реабилитации или медицинской реабилитации проходит давний круговорот бумаг из-за того, что минздравы союзных стран не могут выработать единый подход к гармонизации законодательств. Поэтому дети в одной стране получают один стандарт помощи, а в другой - совсем иной. Если Беларусь сумела сосредоточить специалистов и оборудование в двенадцати эффективных центрах, то в России у Министерства здравоохранения такой практики пока нет, и средства зачастую распределяются «тонким слоем».
Что касается оказания высокотехнологичной помощи, то здесь успели немало. Клиники обеих министерств здравоохранения только с июля приняли сто человек. Плюс 107 человек - клиники МЧС. Это тот самый вид лечения, на который требуются очень серьезные средства, оборудование и специалисты.
Критика и предложения звучали не только от депутатов, но и от приглашенных. Валерий Алексеев, главный специалист «Гидрометсервиса», привел пример, когда согласованная по регламенту СГ программа позже вынужденно проходит круги согласований - отдельно по регламентам Беларуси и России. Здесь как раз поле деятельности Союзного государства: парламентарии обеими руками за то, чтобы не бумаги гонять по кругу, а сближать законодательство наших стран. И утверждение по линии СГ должно означать автоматическое принятие и для РФ, и для Беларуси. Это сэкономит бесценное время и в конце концов позволит людям быстрее получить то, что они ждут.
СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ЦЕПЬЮ
Узнали парламентарии и о том, как идет работа по программе «Развитие системы гидрометеорологической безопасности».
- Прогнозы стали более качественными, это надо отметить. Совпадают и с мировой сетью. Уже нет того юмора про синоптиков, как раньше, - заметил заместитель председателя Комиссии ПС Сергей Белоусов.
Специалисты же отчитались более детально.
- Внедрили космический мониторинг - сеть спутников, отслеживающих изменения погоды. Все исследовательские программы исполняем по плану, никаких срывов не будет, - подтвердил заместитель начальника Управления геофизического мониторинга, активных воздействий и государственного надзора Росгидромета Константин Литовченко. - И качество прогноза погоды по проблемным территориям будет увеличиваться так, как запланировано.
Кстати, на примере обсуждавшихся программ видно, как связаны они между собой. Дело в том, что, как и мониторинг пожаров, отслеживание погодных явлений позволяет держать под контролем распространение опасных радионуклидов цезия и стронция. И хотя превышение дозы облучения сейчас почти нигде не происходит, это важно и по другой причине. Необходимо исключить даже малейшие риски попадания опасных веществ на поля, где производится сельхозпродукция, что с помощью наблюдений и замеров и исполняется. В данном случае - вполне успешно.
СКАЗАНО
Галина ФИЛЛИПОВИЧ, председатель Комиссии ПС по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий:
- Все программы прописаны очень четко. Поэтому будем требовать не просто осваивать выделенную сумму. А спрашивать о конкретном результате - мы его добились или не добились? Россия и Беларусь - суверенные государства. Мы, конечно, в состоянии по отдельности решать проблемы. Но у нас есть Союзный договор. И у меня постоянно возникает вопрос: чем может быть полезно Союзное государство в оздоровлении всех детей? Есть проблемные территории и кроме чернобыльской зоны. Нужны инициативы ведомств, что и как сделать лучше. И не надо делать так, что все друг друга убаюкивают.