Союзное государство там, где всегда мороз
Освоение Арктики: планы тесного сотрудничества России и Беларуси
Ученые наших стран планируют полярные экспедиции на ледоколах за открытиями и технологиями. Фото: Лев Федосеев/ТАСС
Интенсивность экспертной работы по развитию Арктического региона резко возросла к осени 2019 года - форумы, научные советы и конференции буквально следуют друг за другом. Секрет бурной деятельности прост: российское правительство к 1 декабря принимает государственную программу развития Арктической зоны. Разработка проходит как раз накануне двадцатилетия Союзного государства и подписания программы по углублению экономической интеграции наших стран. Беларуси отводится особая роль.
НЕ СПЯТ ПОДО ЛЬДОМ МОРЯ
Россия - бесспорный транспортный, логистический лидер северных морей. Для этого у страны есть и производственные мощности по созданию ледоколов. Есть и задел технологий, на сегодняшний день недостижимый другими державами. Есть необходимые кадры. Именно поэтому Северный морской путь был предложен Президентом России Владимиром Путиным в качестве полноправного дополнения к международному проекту КНР «Один пояс - один путь».
Однако Арктика - это не только логистика, это еще и мировые запасы энергии, углеводородов. И других полезных ископаемых. Определились главные сырьевые игроки арктического региона: Россия, Норвегия и Канада. В марте этого года окончательный расклад и порядок лидерства определила комиссия ООН по границам континентального шельфа. Комиссия признала анклав Охотского моря площадью 52 тысяч кв. км частью российского шельфа, чем и поставила точку во всех спорах. Претендует на роль в составе группы лидеров и США, но вопрос перспектив остается спорным - в зависимости от программ добычи в сланцевых материковых месторождениях.
Шельф признан российским - это замечательно. Но с этим возникли и проблемы, которые иначе как проблемами бурного роста не назовешь. Первая из них - необходимость технологий для освоения шельфа. В любом случае и Норвегия, и Канада для освоения богатств Севера имеют все возможности и все доступы к мировым технологиям. Иное дело Россия: санкционное давление на страну отсекло многие возможности мировой кооперации. И все же эксперты считают, что привлекать мировую кооперацию можно и нужно. Если не из Америки, то из Европы - вполне реально. Это касается самих технологий добычи полезных ископаемых. С другой стороны, много возможностей открывает внутренняя кооперация Союзного государства.
СЕВЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПОД КЛЮЧ
В столь масштабных проектах России без потенциала Беларуси не обойтись. МАЗ, БелАЗ - прекрасно зарекомендовавшие себя машины, в том числе для регионов Севера. Сейчас в Арктике добывают редкоземельные металлы, для горнодобывающего предприятия крайне необходима техника, пригодная для работы в таких условиях. Есть у Беларуси вполне удачные и конкурентоспособные разработки одежды, других товаров.
Но не это главное в арктических программах Союзного государства. Прежде всего Россия рассчитывает на активное и заинтересованное участие Беларуси в социальном развитии региона и в подготовке кадров. Совершенно очевидно: как миллиардные поставки углеводородов, так и мощнейшие программы строительства предприятий по добыче и переработке других полезных ископаемых без инфраструктуры невозможны. И начинать необходимо с социальных программ.
Социальное инфраструктурное развитие - это то, в чем республика преуспела на своей территории. Инфраструктура Севера, некогда героически созданная Советским Союзом, порядком обветшала. Кроме того, для хороших шансов в мировой конкуренции требуются и новаторские технологические решения на базе уже современных разработок. А как раз белорусские компании успешно строят в России социальное жилье. Прямые договоры подписаны с несколькими регионами.
Расширение ареала сделать сам бог велел: Беларуси достаются дополнительные рынки сбыта продукции и услуг, причем в условиях Севера достаточно хорошо финансируемых. Россия получает значительный сегмент северной инфраструктуры под ключ, определенно выгодное предложение. Конечно, для реализации планов еще работать и работать, но вектор поиска решений уже задан.
КУЕМ КАДРЫ, ПОКА ХОЛОДНО
Вторая тема участия Беларуси - это подготовка кадров в своих учебных заведениях. Российские вузы работают на полную мощность, однако нехватка кадров остается ощутимой. Эксперты давно говорят о квалификационном провале, связанном с демографией и бурными годами реформ, далеко не всегда последовательных. С одной стороны, выпускник вуза зачастую не может найти работу по специальности, с другой - недостаток профильных специалистов. Здесь братская Беларусь может занять вполне достойное место: хороший уровень подготовки выпускников в стране сохранен, а унификация дипломов России и Беларуси проведена уже в этом году.
Интересна и роль союзной науки. Кому, как не Союзному государству взять на себя координацию работы РАН и НАН? Эти национальные академические структуры при достаточном финансировании и слаженной работе вполне способны предложить конкурентоспособные технологии. Потому что заделы фундаментальной науки сделаны в странах Союза давно. Другое дело, что пока не было механизма их эффективно задействовать.
Что получит Беларусь? Вполне логично предположить: участие в разведке и добыче углеводородов. И других полезных ископаемых, крайне необходимых и в металлургии, и в других отраслях промышленности. Чем не хороший приз для страны с высоким индустриальным уровнем и уровнем переработки и потребления этих самых углеводородов?
ДОСЛОВНО
Григорий Рапота, Госсекретарь СГ:
Фото: БЕЛТА
- Освоение Арктики - очень хороший вызов для нашего общества и для его молодой части особенно, потому что это наше будущее в определенном смысле. Я очень рад, что Постоянный Комитет является местом обсуждения этих тем, и мы хотим объединить усилия россиян и белорусов. У белорусов есть очень интересные технологические наработки, достаточно сказать только, что в стране разрабатывалась в свое время так называемая «колесная атомная электростанция».
В Беларуси высоко развита разработка программного обеспечения, довольно неплохой уровень технологий по созданию беспилотных систем, что может быть применимо в условиях Арктики. В одном из конструкторских бюро разрабатывается система легкой железной дороги, которая тоже вполне может быть использована в условиях вечной мерзлоты. Нельзя забывать и об одном из основных промышленных брендов Беларуси - «БелАЗе», грузоподъемность последних моделей которого достигает 450 тонн. Сейчас в России строится два завода по белорусским технологиям, на которых будут выпускаться дорожные машины.
Поэтому Союзное государство не случайно появилось в аббревиатуре Фонда «Арктика-СГ», наше взаимодействие с белорусами может быть здесь крайне полезным. Это вовсе, конечно, не означает, что они могут быть нашими единственными партнерами в этом деле. Просто мы, как патриоты нашего интеграционного объединения, с удовольствием поддерживаем эту идею.
Юрий Трутнев, заместитель Председателя Правительства РФ:
Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru
- На заседании Арктического форума Владимир Путин определил приоритетные задачи в развитии Арктической зоны РФ. Что мы должны сделать, чтобы выполнить поручения? Прежде всего это достижение цели по росту объема грузоперевозок по Северному морскому пути до 80 миллионов тонн. Она будет выполнена только в том случае, если в Арктике появятся новые производства, дающие такую грузовую базу.
Развитие Арктической зоны РФ нельзя рассматривать только как развитие Северного морского пути или создание условий для реализации инвестиционных проектов. Принципиальное значение имеет и развитие самого региона, улучшение уровня жизни людей.
Вадим Моденов, руководитель Фонда «Арктика-СГ»:
Фото: Фонд «Арктика-СГ»
- В Беларуси есть и техники для добычи полезных ископаемых, и самые высокие технологии. Здесь готовят специалистов для горнорудной промышленности, а это необходимые для Арктики профессии. Очень много белорусов работают в российских естественных монополиях, в нефтяных компаниях, это очень компетентные специалисты с качественным образованием.
А наша главная задача - интеграция программ Союзного государства в арктические программы. Для того чтобы подготовить общество - и в России, и в Беларуси - к освоению Арктики, мы разрабатываем просветительские программы. Уже три года проводим небольшие семинары в Белорусском национальном техническом университете, обсуждаем работу на Севере с молодыми специалистами во время форумов Союзного государства.
Есть ощущение, что потенциальных желающих отправиться в Арктику будет много. Другого и быть не может, романтика Севера есть у всех поколений. Вспомните освоение Заполярья в советские времена, тот же БАМ. Это всегда было делом молодых, возможность взять хороший старт в карьере. Жизнь на Севере выдерживают сильные люди, но это социальный лифт, который очень быстро движется вверх. Сейчас возможностей найти достойную работу в нашей полосе все меньше и меньше. Типичная ситуация, когда парень заканчивает бауманский институт, а потом, чтобы прокормить семью, идет торговать мобильными телефонами. И, я уверен, спрос на работу в Арктике и среди россиян, и среди белорусов будет очень большим.
Полярные исследования в Арктике и Антарктике уже стали традиционным направлением сотрудничества России и Беларуси. Антарктический проект развивается не первый год. Он посвящен исследованию альбедо - отражающей способности снегов южного континента нашей планеты. Результаты этих наблюдений помогут ученым наших стран гораздо лучше понимать и прогнозировать изменение климата планеты, которые происходят сейчас на Земле и будут происходить в будущем. Исследования проводят с помощью белорусской и российской аппаратуры. Раньше российские полярники принимали коллег у себя на антарктической станции и помогали строить белорусским коллегам свою собственную - с целью перевода ее из сезонной в круглогодичную. Теперь и на белорусской станции присутствует российский ученый, - у полярников выстраивается стратегическое партнерство. А профильные ведомства, отвечающие за это направление, уже подписали соответствующее соглашение. Фото: Олег Сытин.
ЭКСПЕРТ? ВЫХОДИ!
КТО СКАЗАЛ КОМУ-ТО ГЛАВНЫЕ СЛОВА
Первая научно-практическая конференция с международным участием «Энергетика Арктики - инновационные технологии будущего» прошла 24 сентября этого года под эгидой Фонда «Арктика - СГ». Конференция ставила задачей анализ возможностей использования альтернативных источников энергии и систем хранения энергии в условиях интенсивного освоения и использования на Севере. Там же запланировали презентацию инновационных разработок и технологий в энергетике для организации их дальнейшего внедрения в условиях Арктики. Еще в феврале Постоянный Комитет Союзного государства анонсировал ряд проектов по изучению Арктики.
23 - 28 сентября 2019 года в Якутске прошел Северный форум по устойчивому развитию. Его посвятили разработке долгосрочных программ развития северных регионов России, участие в нем приняли представители 11 стран.
Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев 30 сентября - 2 октября проведет VIII международную встречу с представителями государств - членов Арктического совета, стран - наблюдателей в совете и зарубежной научной общественности. В планах - обсуждение международного сотрудничества в области обеспечения стратегической стабильности арктического региона, основные проблемы развития транспортной инфраструктуры в арктическом регионе, а также тематика устойчивого развития Арктики. В том числе экологического, социального и культурного аспектов этого развития.
И эти форумы отнюдь не последние.
Такая ситуация не случайна. Вице-премьер, полномочный представитель Президента России в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев сообщил:
- Готовится новая редакция государственной программы развития Арктической зоны. В ней мы рассмотрим вопросы, связанные с социальным развитием. Работа над новой госпрограммой должна быть завершена до 1 декабря.
ДОСЬЕ «СВ»
СНОВА ПОЯС, И В ПУТЬ
Переводчики по-разному переводят название масштабного китайского проекта. Кто говорит «Пояс и путь», кто - «Один пояс - один путь». Суть «пути» от этого не меняется, аллюзия с Великим шелковым путем прослеживается довольно явно. Решение логистических задач этого транспортного коридора на современном технологическом уровне открывает конкурентные преимущества Китая в Европе в такой степени, что можно проломить любые санкции и торговые ограничения. Слишком быстрой и недорогой становится доставка товара.
Россия и Беларусь в этих планах получают ключевые роли: Россия обеспечивает скоростные магистрали и Северный морской путь, а Беларусь становится мощнейшим хабом Восточной Европы. Теперь главное - подтвердить свою готовность и компетенции. Судя по вовлечению структур Союзного государства и многочисленных специалистов, шансы у Союзного государства очень хорошие.
СПРАВКА «СВ»
В Арктическую зону Российской Федерации входят территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Коми, нескольких районов Республики Саха (Якутия), города Норильска, двух районов Красноярского края, муниципальных образований Архангельской области. Кроме того, к российской Арктической зоне относится часть островов и архипелагов Северного Ледовитого океана.
Арктический регион богат разнообразными полезными ископаемыми, в том числе в первую очередь газом и нефтью. В Арктике расположено около 22% мировых неразведанных ресурсов углеводородов: 13% нефти, 30% природного газа, 20% газоконденсата. При этом 84% ресурсов находится на шельфе Северного Ледовитого океана и 16% - на сухопутной территории арктических государств.