Мягкая сила закона
Необходимо уже в ближайшее время запустить работу над модельным законодательством - об этом шла речь на 59-м заседании постоянно действующего семинара при ПС по вопросам строительства Союзного государства
КАРТЫ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ
Геленджик - город амбициозный. Претендует называться южной столицей парламентаризма Союзного государства. А в сентябре он еще и город крайне противоречивый. Летнее солнышко может вмиг скрыться за тучами, а сильный ветер - спуститься с окрестных гор. Оставалось надеяться, что для участников семинара он станет попутным. Так и система модельного законодательства может стать хорошим подспорьем для унификации законов России и Беларуси.
- В этом году отмечаем двадцатилетие создания Союзного государства. Сделано многое, но понимаем, что можем добиться еще большего. Сейчас на Группе высокого уровня готовится к ратификации 31 дорожная карта. Практически по всем направлениям жизни нашего государства. И, обсуждая модельное законодательство, мы намереваемся развивать законотворческий процесс в России и Беларуси, - открыл семинар Артем Туров, председатель Комиссии ПС по законодательству и регламенту.
По словам парламентариев, пора в этой области переходить от бумажного варианта к практическим действиям.
- На первом этапе мы обеспечиваем равные права граждан и хозяйствующих субъектов. Второй этап - широкое
и всеобъемлющее сближение законодательств двух стран. В первую очередь, в экономической и социальной сфере. Именно на этом этапе оказывается востребованным модельное законотворчество. Третий этап - создание единого правового поля, - озвучил примерную программу действий Виталий Шилов, заместитель председателя Комиссии ПС по законодательству и регламенту.
ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ
В качестве примера директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Вадим Ипатов привел опыт законотворчества в рамках СНГ:
- Там наиболее активно принимаются модельные законы - их уже больше трехсот, существует. Идет сближение, рассчитанное на пятилетнюю перспективу.
И вообще так называемое «мягкое право», к которому можно отнести модельную систему, успешно работает во всем мире. В первую очередь, по мнению экспертов, оно может быть востребовано в таких сферах, как образование, цифровая экономика, беспилотный транспорт.
Были, правда, и сомневающиеся, считавшие, что отдельные министерства, возможно, не заинтересованы в этом процессе. Но чаще на семинаре звучал посыл: сближение законов необходимо, поскольку без этого нельзя создать общее экономическое пространство. А ведь это основа любой интеграции. Так, начальник Департамента экономики
и отраслевых программ Посткома СГ Елена Гулевич заявила, что в первой половине года товарооборот России и Беларуси снизился по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 4,4 процента. Это неприятный сигнал. Еще одна реальная сложность уже в виртуальном поле - белорусские компании не могут регистрироваться на ряде электронных площадок в России, хотя Минфин РФ утверждает, что проблем быть не должно.
А вот в интеграции банковских платежных систем, похоже, наметились подвижки.
- Есть дорожная карта. С начала 2020-го запускается пилотный проект, а к концу года на всей территории Беларуси должны будут приниматься карты «Мир», а в России - карточки системы «Белкарт», - заявила начальник Главного управления платежной системы Нацбанка Беларуси Татьяна Рускевич.
СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ
Дискуссия шла живая. Вот, скажем, нанялся белорус в какую-нибудь фирму в России или к частнику без трудового договора. Получил травму, вернулся домой. А он тут никому не нужен. Как дальше быть? Или в каком направлении двигаться системе высшего образования? Прозвучало предложение: взять все лучшее, а ведущим вузам предоставить определенную свободу действий, как это уже сделано в отношении МГУ.
Итогом двухдневной работы семинара стал проект рекомендаций Парламентскому Собранию, в котором поддерживается инициатива использования модельного законотворчества. По мнению экспертов, работу надо осуществлять в координации
с дорожными картами и иными документами, подготовленными Группой высокого уровня.
- Очень хотелось бы, чтобы все предложения нашли воплощение в повседневной жизни, - заявил член Комиссии ПС по законодательству и Регламенту Виктор Чайчиц. - Потому что известно: дьявол кроется в мелочах. Если мы скажем, что все за модельное законодательство, а завтра люди столкнутся с непониманием в области медицины или образования, то молодежь просто уедет учиться за границу.
А это уже наша общая беда. Или когда на нашей условной границе затормозят фуры с продовольствием, работники этого предприятия будут вспоминать всех недобрым словом. Возникнет ненужная напряженность. Я призываю к тому, чтобы вы на местах способствовали выполнению Союзного договора не на словах, а на деле.
В ПОГОНЕ ЗА ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ
Говорили на семинаре о том, что при разработке модельного законодательства следует учитывать быстрое развитие технологий - настолько, что законодательный процесс просто не может за ними успеть.
- Так, в рамках проекта запуска программы беспилотных автомобилей с момента принятия решения до выхода машин на дорогу прошло полгода, - привел пример Игорь Алексеев, представитель компании «Яндекс», которая активно работает и в Беларуси. - Но на законопроект такой сложности вряд ли хватило бы этого времени, только предварительные согласования заняли бы пару месяцев. Еще один важный тезис - в основе многих современных технологий лежит искусственный интеллект. В какие рамки его вписать? Технологии создают новые сферы, которые не укладываются в соответствующие форматы и классификации. Часто нельзя их упаковывать в уже существующие законы. Другой момент - конкуренция, именно она двигает развитие технологий. И нужно следить, чтобы не было нарушений со стороны глобальных игроков. Очень часто международное законодательство накладывает ограничения на российских игроков.
Палочкой-выручалочкой может стать такой правовой механизм, как «регуляторные песочницы», которые успешно работают по всему миру в таких сферах, как финансы, транспорт, медицина, и должны обеспечить более быстрое внедрение инноваций. В России разработан закон об экспериментальных правовых режимах, и есть надежда, что он позволит тестиро-
вать технологии, требующие скорейшего признания.
ДОСЛОВНО
Виталий Шилов, заместитель председателя Комиссии ПС по законодательству и Регламенту:
- Сейчас находимся на том уровне взаимоотношений двух государств, когда этап гармонизации и унификации уже пройден и пришло понимание того, что нужно развиваться в сторону модельного законодательства. То есть создавать единое правовое поле, которое позволит принимать в рамках Союзного государства те законы, которые будут иметь прямое действие в Беларуси и России. И одно из приоритетных направлений - цифровая экономика. Наши законодательства развиваются самостоятельно, и при том, что цифровизация идет семимильными шагами, это может повлечь проблемы во взаимоотношениях. Тут и рынок криптовалют, и искусственный интеллект, и виртуальные платежи, и электронные торги. Должен быть закон, который позволит двум экономикам работать в едином цифровом поле.