Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Расставим приманки в сетях

В Ростове-на-Дону депутаты, журналисты и эксперты исследовали медиапространство наших стран

Фото: belrus.ru 

В канун двадцатилетия строительства Союзного государства разговор шел о формировании единого информационного пространства и роли региональных СМИ в этом процессе. А в строительстве каждый кирпичик, как известно, важен, тем более когда речь идет о «четвертой власти».

ТОЧКИ РИСКА

Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике Владимир Афонский напомнил, что депутаты и эксперты не впервые обращаются к этой теме. В 2016 году ей посвятили 45-е заседание постоянно действующего семинара. И тогда его участники констатировали, что «создание и развитие общего информационного пространства приобретает особое значение как для союзного строительства, так и для углубления евразийских интеграционных процессов и во многом определяет успехи Союзного государства на международной арене».

В мае 2016-го Совет министров СГ утвердил план развития единого медиапространства, рассчитанный до 2020 года. Говоря о нынешнем заседании, Владимир Афонский наметил цели - определиться с подходами к преодолению точек риска, которые существуют в медиа-пространстве России и Беларуси:

- Для нас с вами с учетом наших теплых, братских отношений важно найти такие подходы, которые позволят, несмотря на внешнюю агрессию и на угрозу информационной безопасности, решать все поставленные задачи.

Как раз об этих точках риска, угрозах информационной безопасности говорил член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики Анатолий Хищенко. Его волнует постоянное манипулирование общественным сознанием в глобальном медиапространстве, регулярная фальсификация событий и распространение фейков о Союзном государстве. Например, депутата смущает термин «торговые войны», который частенько употребляется в последнее время в контексте отношений двух стран.

- Это же обычные технологические, коммерческие споры, - считает депутат. - Нам необходимо поднимать статусность Союзного государства. Чаще заявлять его как субъект международного права. А перекосы в наших отношениях надо устранять самим, не используя советы извне. Надо смотреть на те ошибки, которые совершены в ЕАЭС, и не допускать их в «двойке».

ЗА БЕСПЛАТНЫЙ БИЛЕТ И СПРОСА НЕТ

Участники семинара задавали вопрос: что мы вообще понимаем под единым информационным пространством? Ведь до сих пор нет даже четкого определения этого понятия. Многих волновало, интересны ли в Смоленске и Пскове новости из Могилева или Витебска. И наоборот. И сетовали на то, что нет таких исследований. Как же так, мы не знаем ту аудиторию, с которой работаем.

Председатель Республиканского общественного объединения «Белая Русь», член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Геннадий Давыдько пришел к выводу, что создать единое информационное пространство сложнее, чем экономическое:

- В чем состоит общая информполитика? Если представить государство, как единый живой организм, то ему нужны минералы, белки, углеводы. Работа в соцсетях - необходимый для этого организма процесс. И какие-то элементы можно добыть только через него. Можно сравнить эту работу с кальцием. Так вот, кальция не хватает в Союзном государстве.

Человек идет в соцсети пообщаться и не на политические темы. Проникнуть туда трудно, как в любое замкнутое пространство, где каждый чувствует фальшь. Хорошо бы усилить наши позиции в сетях. Как охотники, ставящие ловушки на нужных тропах, мы должны ставить там свои приманки, чтобы привлекать аудиторию, в первую очередь молодежную. Это должен быть целенаправленный проект.

- Взрослое поколение, - добавил Геннадий Давыдько, - еще помнит Советский Союз. Их не надо агитировать за интеграцию с Россией. Они понимают, что Союзное государство - это хорошо, это во благо. Они помнят все плюсы советского периода. Молодежь не знает этого. Более того, суверенитет и независимость достались молодому поколению просто так, как бесплатный билет на какое-то кино. Молодой человек подозревает, что это неинтересно, потому что это даром. Он не платил за это ни кровью, ни здоровьем, ни деньгами. Поэтому молодежь необходимо больше информировать, с ними надо работать и работать, прежде всего в социальных сетях.

ОТ 16 И СТАРШЕ

Конвергенция, гаджетирование - эти и другие модные словечки не раз звучали из уст экспертов. Ведь речь шла о поколении next.

Хотя аудитория интернета растет, и даже Первому каналу, согласно опросам, с ним соперничать уже сложно, но телевидение еще не сказало последнего слова. В этом не сомневается председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства Николай Ефимович:

- Идет борьба за контент, чем нужнее и интереснее он будет, у того и право первой ночи. И тем больше будет аудитория. Телеканал «БелРос» тоже пытается не остаться в стороне. Мы перезапустили сайт. Учли возросший интерес к видео, никто не обходится без онлайн-вещания. Не мыслим себя без соцсетей - это один из главных форматов продвижения союзных брендов. На телеканале наконец-то появилась реклама. Не ждем субсидий, сами пытаемся заработать. Начало уже положено.

Не обошлось без трудностей.

- Достижения - хорошо, об этом надо говорить, но стоит думать, и как дальше двигаться. У нас подготовлены концепция и новая редакция устава канала, которые кочуют по нашим министерствам с двух сторон больше полугода. Я теперь четко понимаю, почему многие замечательные по идее и сути союзные программы с трудом доходят до этапа реализации. Процесс бюрократизации сдерживает отличные начинания.

В зале возникла дискуссия: один из участников набрал в поисковике словосочетание Союзное государство и не нашел в соцсетях постов на эту тему. Тут же все включили свои гаджеты - ссылки по запросу посыпались пачками. Сразу родилось предложение: упростить доступ к соцсетям, имеющим отношение к формированию информационной политики.

Генеральный директор «Комсомольской правды-ТВ» Ждан Тихонов уверен, что интернет вовсе не соперник телевидению, а способ быстрой доставки информации до аудитории. Просто требуется новая технология производства новостей:

- Сейчас изменилось восприятие новостей. Мы должны понимать: люди потребляют информацию через смартфоны. Поэтому при подготовке форматов сообщений нужно учитывать, что нас будут читать на маленьком мониторе. Люди не читают длинные тексты. Их нужно привлекать короткими тезисами. Работа в соцсетях - это технология, в которой нужно соблюдать рецептуру. Это как при готовке блюда: что-то не доложишь, и оно не получится. А для узнаваемости нужен хэштег Союзного государства.

- Соцсети - не соцсети, какая разница, - бросил кто-то зала. - Главное, чтобы новости не были скучными. Надо делать их забористее.

Этот тезис тут же парировали:

- Новости есть новости. Тот, кто интересуется какой-то темой, обязательно о ней узнает.

УЗНАЙТЕ МЕНЯ, Я - ХОРОШИЙ

Уж сколько лет идут разговоры, что СГ необходима своя четко узнаваемая символика - герб и флаг. Но воз и ныне там.

В том числе и по этой причине узнаваемость Союзного государства среди молодого поколения невелика. Таким мнением поделился Председатель Комиссии по информационной политике Молодежной палаты при Парламентском Собрании Антон Павельев.

- Это называется визуализация эмблемы. Ведь невольно начинаешь интересоваться тем, чего не знаешь. Так что своя символика - это очень важно, - согласился с Антоном профессор МГИМО, начальник аналитического отдела Постоянного Комитета Союзного государства Александр Стоппе.

Завкафедрой РЭУ имени Плеханова Руслан Абрамов предложил учредить конкурс среди студентов России и Беларуси на знания о Союзном государстве:

- Только поощрять победителей нужно не деньгами, (деньги их не сильно волнуют), а взаимными поездками в Россию и Беларусь. Обидно. За двадцать лет существования союза сделано много хорошего, сейчас идет большая работа. Но студенты ничего не знают об этом. Стыдно и за ребят, и за университет, мы все-таки входим в топ-5 лучших вузов страны. Я даже принудительно ввел в госэкзамен вопрос о Союзном государстве, чтобы пробудить в ребятах интерес к этой теме.