Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Из искр не возгорится пламя

В Москве искали пути обхода всех подводных камней в отношениях РФ и РБ ради успешного сотрудничества

«Только зашел в вагон и уже приехал». В союзном государстве задумались как сделать транспортное сообщение между странами быстрым и удобным. Фото: Анатолий Жданов/kpmedia.ru.

«То, что есть сейчас между двумя нашими странами, уже историческое достижение. Теперь важно, чтобы оно не ушло в прошлое», - уверены участники экспертного семинара «Россия и Беларусь: в поисках эффективной формулы сотрудничества в период геополитической турбулентности».

- Союзное государство находится в центре всех событий. Многие интеграционные вещи отрабатывались именно на площадке Россия - Беларусь. Сейчас перед правительствами двух государств стоит задача посмотреть на договор 1999 года и понять, что выполнено, что нет, чего можно достичь только при изменении каких-то позиций этого документа. Создали рабочую группу во главе с министрами экономик двух стран для проведения такой аналитической работы. Сейчас идет обмен информацией. Надеюсь, в ближайшее время узнаем результаты. Думаю, что радикальных изменений договора не будет, - заявил Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота.

Экс-министр иностранных дел Республики Беларусь Владимир Сенько вспомнил о своей работе в составе первого правительства Беларуси.

- Кредо президента, которое было важным в его предвыборной кампании, - сотрудничество с Россией. За это тогда высказывалась большая часть населения. Сейчас можно наблюдать ощутимые достижения в нашей интеграции: в военно-политической сфере, экономике, медицине, образовании. Отказаться от идеи продолжать развитие союза двух государств вряд ли возможно. Но важно избегать тех искр, которые иногда проскакивают с обеих сторон наших отношений, - сказал Сенько.

Начальник отдела Беларуси Второго департамента стран СНГ МИД России Александр Кондаков считает, что «трудности неизбежны, ведь связи в экономической и политической плоскостях между нашими странами очень тесные».

По данным Минпромторга, в прошлом году оборот товаров между Россией и Беларусью вырос на 9,5 процента, составив 36 миллиардов долларов. Напомним, на встрече с Владимиром Путиным Президент Беларуси Александр Лукашенко заметил, «что экономика республики является финишным производством экономики России».

- Мы до семидесяти процентов комплектующих для нашей машиностроительной отрасли закупаем в РФ. Потому это наша общая экономика, - пояснил он тогда.

Исполнительный директор Российско-белорусского экспертного клуба Вячеслав Сутырин охарактеризовал отношения внутри Союзного государства как «принцип сообщающихся сосудов, где нельзя разделить экономику, политику и гуманитарную сферы».

По словам Григория Рапоты, сейчас очень важно понять, как наладить отношения между Востоком и Западом. Ведь в Европе до сих пор принципиально не хотят признавать наличие интеграционных объединений на постсоветском пространстве и иметь с ними дело. Все попытки выстроить коммуникации с Еврокомиссией наталкиваются на сопротивление.

- Мы (то есть Европа, Азия, Россия, Беларусь) хотим создать единое экономическое пространство или нет? Если да, то без диалога ничего не получится, - уверен Рапота.

- Лакмусовой бумажкой наших будущих отношений станет выработка единой антисанкционной стратегии. Сможем это сделать, значит, наши отношения имеют перспективы развития, - считает Вячеслав Сутырин.

ТРАНСПОРТ

СЕСТЬ В ПОЕЗД И… ПОЛЕТЕТЬ

Важной темой остается создание единого транспортного пространства Евразийского экономического союза. О нем говорят давно, но пока воз и ныне там. Например, сейчас доехать на поезде из Минска в Санкт-Петербург можно примерно за четырнадцать часов. Примерно столько же времени на аналогичное железнодорожное путешествие тратили в XIX веке!

- Основой единого транспортного пространства должно стать выстраивание инфраструктуры, которая соответствует XXI веку. В Европе давно ходят высокоскоростные поезда. Даже не ходят, а почти летают. Надо и нам что-то с этим делать, причем делать не фрагментами, например, построив дорогу от Москвы до Казани или от Казани до Оренбурга, а решать вопрос комплексно. Это даст новый импульс развитию туризма и экономики, - прокомментировал Григорий Рапота.

Развивать логистику нужно не только в сторону Европы, но и Востока. Китай - важный торговый партнер Союзного государства.

- Беларусь только в этом году в четыре раза увеличила торговлю с Поднебесной, поставки молочной продукции выросли в девять раз. Так что не можем работать лишь в двустороннем формате. Не будем забывать и об основных принципах союзнических отношений: это прагматизм, добрососедство и равенство возможностей, - напомнила заведующая сектором Беларуси, Молдовы и Украины ИМЭМО имени Примакова РАН Елена Кузьмина.