Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Михаил Бабич: Чем выгоднее союзнику, тем выгоднее нам

Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси дал большое интервью агентству «РИА Новости», в котором подробно изложил позицию РФ по экономическому сотрудничеству с РБ, перспективе единой валюты и Военной доктрине Союзного государства

Фото: Белта

«НАПИСАНО ПРО ОДНО, ДЕЛАЕМ ДРУГОЕ»

- Россия всегда выступала за развитие Союзного государства. Для этого и подписывался Союзный договор, который в определенной степени за эти годы был реализован. Но когда, начиная с 2000 года по 2010-й, уровень ежегодной финансовой поддержки Беларуси или выпадающих доходов РФ в наших экономических отношениях находился в диапазоне от сотен миллионов долларов до 2 - 3 миллиардов, а сейчас это уже 5 - 6 миллиардов в год, правовых и финансовых возможностей хватало, чтобы обеспечить тот уровень экономической и промышленной интеграции, который мы имеем.

Но на данном этапе развития СГ наши партнеры поставили вопросы и о внутрироссийских ценах на газ, о компенсации налогового маневра, увеличении объемов получения субсидий из российского бюджета для белорусских промышленных предприятий наравне с российскими, закреплении на российском рынке доли белорусской сельхозпродукции, возможности выделения еще более дешевых кредитов (а в РФ бюджетные кредиты выделяются под ставку 1 процент) и т.д.

Если мы действительно строим Союзное государство, то это в целом справедливая постановка вопроса. Но без практической реализации положений Союзного договора о единой денежно-кредитной, налоговой, промышленной, аграрной, инфраструктурной, таможенной и прочей политики перейти на такой уровень интеграции невозможно ни в финансовом, ни в юридическом плане. Как невозможно это сделать и без формирования институциональных органов управления СГ.

- Главное, что надо о чем-то договориться и начать эти договоренности исполнять, чтобы не получилось, как с Союзным договором: написано про одно, делаем другое, а говорим иногда про третье.

Мы можем идти строго по Союзному договору. Можем идти по Евразийскому соглашению. Можно участвовать в двух форматах, параллельно развивать их. И, конечно, надо перестать обмениваться взаимными упреками, обвинениями. Мы способны разрешить любую ситуацию, найти конструктивные решения во благо двух народов.

«БУДЕМ ПОМОГАТЬ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ»

- Россия помогает Беларуси во вступлении в ВТО, всячески содействует в нормализации отношений с ЕС, консолидированно с белорусскими партнерами выступает по необходимости отмены визовых и экономических санкций в отношении РБ на площадках ООН, ОБСЕ, МОТ. Намерены и дальше продолжать оказывать нашим друзьям всю необходимую помощь по широкому вовлечению Беларуси в международное сотрудничество.

Ни одного негативного заявления или действия со стороны РФ мне не известно, наоборот, мы заинтересованы в том, чтобы у нашего союзника было как можно меньше точек напряжения.

И по экспорту позиция очень простая: чем более выгодные для себя экономические возможности находит наш союзник, тем лучше и для нас. Другое дело, что в увеличении показателей экспорта в ЕС до 10,2 миллиарда долларов, на 4,6 миллиарда долларов - это продажа нефтепродуктов, произведенных из беспошлинной российской нефти, на лондонской и нидерландской биржах.

Если эти нефтепродукты вместе с поставками российского угля исключить из этой статистики, то на долю РФ будет опять приходиться более 50 процентов экспорта, а на ЕС - порядка 20 процентов. Кстати, и в объемах экспорта странам «дальней дуги» 2,1 миллиарда долларов - те же нефтепродукты и 600 миллионов долларов - уголь на Украину. Но для красоты счета можно оставить все, как есть. Мы без всякой иронии рады любым успехам наших друзей.

В ТЕМУ

БЕЛОРУССКИЕ ШКОЛЬНИКИ ОТДОХНУТ В «АРТЕКЕ»

 sv6-2103-artek-160.jpg

Ученики кадетских училищ по союзным путевкам давно ездят в «Орленок», а вот в «Артеке» пока таких программ не было. Но скоро – будут. Фото: Евгения Гусева/kpmedia.ru

Об этом глава дипмиссии рассказал на брифинге, посвященном пятилетию присоединения Крыма к РФ.

Самое главное: Москва принимает позицию Минска по Крыму, заверил посол.

- Недавно был большой разговор с президентом, на котором глава государства достаточно подробно высказался на эту тему. Что было воспринято как позиция суверенного государства. Оснований для рассмотрения этого вопроса у России нет, - сказал Михаил Бабич.

По его словам, крымский референдум 2014 года был проведен в соответствии с украинским основным законом:

- 138-я статья Конституции Украины относит к автономной республике право организации референдумов. Это было прямое право граждан Крыма. По такому же пути свою судьбу определяли Косово, Абхазия, Турецкая Республика Кипр. Этот принцип закреплен в первой статье Устава ООН.

Дипломат также рассказал, что с ближайшем будущем белорусские дети смогут отдыхать в российских здравницах:

- Одно из предложений, которое мы активно обсуждаем с коллегами из Минкультуры и Минобразования, - создание специальных условий для оздоровления в сочинских и крымских здравницах («Орленке», «Артеке» и других) в рамках различных наших программ.

 

«ВАЛЮТА И КОНСТИТУЦИЯ - ЛИШЬ ЭЛЕМЕНТЫ»

- И единая валюта, и конституция - это важные, но всего лишь элементы Союзного договора. Смысла вырывать их из общего контекста нет, и даже если это сделать, то мы не получим должного результата. Если президенты примут решение на дальнейшее полноценное строительство Союзного государства, то целесообразно принимать решения по валюте и конституции в комплексе со всеми остальными вопросами.

- Все, что можно было перевести на расчеты в рублях, мы перевели. В то же время коммерческие компании самостоятельно определяют свою финансовую политику, из которой следуют и формы платежей между ними. Если им по различным причинам выгодно, например, осуществлять торговлю с третьими странами с получением окончательных расчетов в долларах или евро, то переводить выручку в рубли для расчета с поставщиками из России или Беларуси не всегда целесообразно.

То, что у нас 80 процентов расчетов в нацвалютах, говорит как раз о высоком уровне финансовой и экономической интеграции и о том, что единая валюта и эмиссионный центр - это все логичное продолжение союзного строительства.

«НАДЕЮСЬ, ЭТО ДОБРАЯ КРИТИКА»

- Надеюсь, что звучащая с белорусской стороны критика - это все-таки добрая критика, которая связана прежде всего с желанием сохранить уникальный формат Союзного государства. ЕАЭС, хоть ему всего пять лет, показывает высокую динамику в своем развитии. Мы, безусловно, удовлетворены тем, как развивается евразийский формат. В то же время не стоит пытаться решить вопросы Союзного государства за счет наших евразийских отношений.

Здесь не должно быть места для конкуренции, при обоюдной воле и желании мы можем выстроить отношения в рамках Союзного государства еще более выгодными и эффективными. По крайней мере российская сторона выступает именно за такой подход.

БЕЗОПАСНОСТЬ

«ЕСЛИ НАДО – ОБНУЛИМ УСИЛИЯ НАТО»

- Когда я начинал работать в РБ, практически на каждой встрече с журналистами звучал популярный вопрос: «Как Россия относится к тому, что Беларусь отказывает ей в размещении военной базы?» И когда мне задали его в очередной раз, я объяснил журналистам, что России не могут отказать, так как она с 2015 года никого об этом не просила. Эта база ей просто не нужна, так как любая военная задача гарантированно будет решена существующими возможностями. И после этого вопрос отпал сам собой.

Так и по вопросу вступления Беларуси в состав Российской Федерации - этого не просто никто никому не предлагал, а наоборот, Президент РФ неоднократно, и публично, и в личных разговорах с Президентом Беларуси, довел свою позицию: Россия выступает исключительно за двустороннее взаимовыгодное развитие СГ, если этого хотят наши белорусские друзья.

Наших возможностей по обеспечению безопасности Союзного государства сейчас вполне достаточно в действующей конфигурации размещения сил и средств. Но, как не раз уже говорили президенты России и Беларуси, в случае малейшего изменения баланса, в том числе путем размещения РСМД в Европе, будут приняты адекватные решения, которые не только обнулят любые усилия НАТО на этом направлении, но и создадут дополнительные риски для тех государств, которые предоставят свою территорию для такого размещения.