Владимир Путин и Александр Лукашенко: Мы готовы идти настолько далеко в единении, насколько вы готовы
После переговоров президенты России и Беларуси вышли к журналистам, чтобы рассказать о проделанной работе. Признались, что они «не вечные», волнуются о том, что останется нашим детям и что сейчас считают крайне важным
Фото: БЕЛТА
«НЕ МАНЕВРАМИ ТОЛЬКО ЖИВЫ ЛЮДИ»
Перво-наперво репортеры спросили о волнующей теме последних месяцев - налоговом маневре.
- Мы с Владимиром Владимировичем только что говорили о том, что выйдем, нас журналисты встретят, и обязательно этот вопрос зададут. Как будто это важнейшая проблема в отношениях между Беларусью и Россией, - первым взял слово Александр Лукашенко. - Она действительно существует, но я вам исключительно искренне и честно говорю, мы даже это слово не промолвили за три дня. Знаете почему? До Нового года мы договорились, что начнем в том числе и ревизию наших отношений снизу, с вопросов разных направлений. Сегодня - в сфере гуманитарного сотрудничества. Все больше говорим о финансах, экономике, промышленности, о поставках, экспорте, импорте и меньше занимались вопросами гуманитарного сотрудничества. А без этого - только что президент сказал - человек вообще не может жить, и проблемы, которые надо решать, решаться не будут. Ранее мы встречались с блоком экономических министров, финансов и так далее. Они друг с другом, глядя в глаза один другому, обсуждали проблемы, затем мы.
Белорусский президент признался, что был не в курсе некоторых моментов в российско-белорусском сотрудничестве, о которых он был рад услышать:
- Послушав российских и белорусских министров, понял, что я далеко не все знаю, что происходит у нас совместно в культуре, спорте - спорт чуть-чуть больше, это на виду, - в образовании и так далее. Огромный пласт подняли россияне и белорусы, сотрудничая по этим направлениям. Мы это увидели, обогатились знаниями по всем направлениям, и прежде чем делать серьезные шаги - развитие Союзного государства и так далее, - мы это должны как президенты не только знать, но и впитать в себя, чтоб мы были в этом убеждены. Поэтому мы три дня уже работаем по разным направлениям. Видите, сколько проблем подняли. Это же я так, экспромтом говорю, а если бы спокойно сесть и перечислить все, что мы делали трое суток, вас бы еще больше удивило. Поэтому не маневрами только живы люди.
УШЛИ ВПЕРЕД ИЛИ ОТСТАЛИ?
Также глава Беларуси упомянул, о чем были предыдущие договоренности:
- Надо посмотреть на Союзный договор, что не выполнили за последние годы. Откровенно друг другу говорим о том, что мы же не вечные, когда-то уйдем. Что оставим нашим детям, как они продолжат нашу политику - это тоже нас как политиков не может не волновать.
- Я полностью присоединяюсь к тому, что сказано Александром Григорьевичем. В декабре этого года исполняется двадцать лет Союзному договору. И договорились, что проанализируем все, что сделали за последнее время, - подтвердил Владимир Путин. - Сверим часы по этой интеграционной повестке, имея в виду даже то обстоятельство, что параллельно развиваются и другие интеграционные процессы, в том числе ЕАЭС. Должны посмотреть, где мы впереди, где даже чуть-чуть отстаем. Изначально толчок к развитию и созданию ЕАЭС был дан Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, но в основе все-таки лежали те договоренности, которые были достигнуты в рамках Союзного государства. Союзное государство выступало в известной степени локомотивом интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В чем-то сейчас ЕАЭС ушел даже чуть подальше, что-то перестало быть актуальным вообще из того, что планировалось Союзным договором 1999 года. Что-то устарело сегодня, а что-то, наоборот, приобретает дополнительную динамику и является чрезвычайно важным.
Также Владимир Путин рассказал, какой была цель трехдневной встречи:
- Провести анализ того, что достигнуто, того, что не сделано, и того, что нужно бы сделать, посоветоваться с коллегами, причем из разных областей, сфер деятельности: экономика, финансы, промышленность, гуманитарная сфера, спорт, культура и образование. Послушать их, как они видят сегодняшнее состояние дел и перспективу взаимодействия. А потом определиться вместе с Александром Григорьевичем, что считаем наиболее важным, перспективным и реализуемым в ближайшее время, в среднесрочной и более отдаленной перспективе. Мне кажется, что работа у нас получилась.
И кроме всего прочего, я еще пригласил Александра Григорьевича в надежде на то, что он два-три дня сможет хоть немножко здесь отдохнуть, на этих замечательных склонах покататься. Может, и в хоккей поиграем сегодня. Так что, мне кажется, цели, которые мы ставили перед собой, намечая эти встречи, достигнуты.
ДОСЛОВНО
«ПОЛНОСТЬЮ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ»
Вопрос о суверенитете, об интеграции двух стран и о том, как далеко вообще можно зайти на этом пути, тоже был задан двум лидерам.
- Слушайте, зачем нам поднимать вопросы суверенитета России и Беларуси? Это икона, это святое, - ответил Лукашенко и тут обратился к журналисту, - Вы россиянин, обычный человек, можно сказать, но я вам задам вопрос: вы готовы сегодня поступиться или торговаться суверенитетом? Я не о независимости говорю. Для меня независимость - это понятие относительное, суверенитет - все, что в границах. Никто, никогда, ни одно государство - примером тому Китай является - они никогда не разговаривают о суверенитете. Поэтому нет у нас проблемы с суверенитетом, даже в этом контексте не обсуждаем эти проблемы.
Мы исходим из того, что сегодня есть два государства. Вы знаете, как они образовались, не мы с президентом были инициаторами развала того государства, у нас одинаковая позиция по этому вопросу. Так случилось, что два государства.
Вы бы послушали сегодня наших министров, вы бы за них порадовались: мы вообще не разошлись. Я, честно говоря, когда они докладывали, подумал: а если взять Украину, тоже славянское государство, то посмотрите, какой огромный разрыв за несколько лет образовался! А мы разговариваем на одном языке и понимаем одинаково проблемы.
Владимир Путин:
- И результат получается.
Александр Лукашенко:
- Совершенно верно, и результат… Я выскажу свое мнение, думаю, мой коллега и мой друг согласится с этим: мы готовы настолько идти далеко в единении, объединении наших усилий, государств и народов, насколько вы готовы. Слушайте, мы завтра можем объединиться вдвоем, у нас проблем нет. Но готовы ли вы, россияне и белорусы, на это? Вопрос. Поэтому это надо адресовать вопрос к себе. Насколько вы готовы, настолько мы будем выполнять вашу волю. Если не готовы - какая бы ни была мощная Россия и огромная, она сегодня не в состоянии навязать волю кому-то. Тем более мы, но нам это и не нужно. Поэтому готовьтесь вы: в своем сознании. В своем поведении, цели ставьте перед собой, я имею в виду народы России и Беларуси, а мы будем их реализовывать, мы ваши слуги.
Владимир Путин:
- Суверенитет и независимость - очень близкие понятия, конечно. Но о чем сейчас Александр Григорьевич говорил, мы с ним вчера, позавчера это обсуждали: полностью независимых государств в мире просто не существует.
Александр Лукашенко:
- А я добавил сразу - даже Россия...
Владимир Путин:
- Все. Очень большие и малые страны. Современный мир - это мир взаимозависимости. Посмотрите, что происходит, скажем, в Западной Европе. Там Европарламент принимает обязательных для исполнения всеми членами ЕС решений больше, чем Верховный Совет СССР в свое время принимал таких решений для союзных республик. Это что, независимость?
Или, скажем, военные союзы, такие как НАТО. Что, думаете, кто-то из европейских стран хочет, чтобы американские ракеты средней дальности появились в Европе? Да никто не хочет, но сидят, помалкивают. Где их суверенитет? Но, видимо, они считают, что в конечном итоге генерально они заинтересованы в такой организации, в которую они вложили часть своего суверенитета.
Мы в рамках ЕАЭС уже создали наднациональные органы - Евразийскую экономическую комиссию - и туда передали часть национальных полномочий. Но даже в этих рамках у нас существует взаимозависимость. И часть суверенитета, часть нашей независимости мы туда передали. Сознательно сделали это, понимая, что такая работа обеспечивает больший уровень конкурентоспособности, каждой из наших стран.
Здесь мы тоже должны в спокойном режиме, деловом, дружеском режиме понять, где в рамках Союзного государства мы можем двигаться вперед, не нанося никакого ущерба странам, народам, а, наоборот, создавая лучшие условия для будущего наших стран.
НА ПОРОГЕ СЕРЬЕЗНЫХ ПЕРЕМЕН
Под одной крышей жить веселее и надежнее. Фото: Юрий Мозолевский.
Итоги сочинского российско-белорусского саммита подвел политолог Кирилл Коктыш.
- Встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко была уже четвертой за последние два с половиной месяца. Почему так часто они стали общаться?
- Очевидно, мы находимся на пороге каких-то стратегических подвижек. Обсуждать из раза в раз рутинные вещи нет необходимости. Сейчас согласуются либо какие-то стратегические планы, либо решения в плане дальнейшего сближения России и Беларуси. А возможно - совместные проекты, например, «Шелковый путь», который интересен для обеих стран. В любом случае в ближайшее время можно ожидать существенных сдвигов. Судя по настроению президентов, позитивных и требующих глубокой проработки на уровне первых лиц. Нет необходимости три дня беседовать, если нет ощущения, что мы находимся в пяти минутах от результата. Александр Лукашенко сообщил, что глубокой ревизии подверглось гуманитарное измерение российского-белорусского взаимодействия. Вероятно, первые результаты переговоров проявятся именно в этой сфере.
- Тем более что на встрече в Сочи присутствовали министры обеих стран, курирующие образование, культуру и спорт. На этом уровне тоже идет коммуникация?
- Конечно. Хотя она могла быть глубже. Взять образовательную сферу. На девять предложений с Запада для белорусских студентов или аспирантов о стажировках, грантах и обменах будет всего одно предложение из России. Соотношение совершенно не нормальное, но Россия не реализует этот потенциал. Хотя инвестиции в образование - одна из ключевых задач. Человек в процессе учебы выстраивает свои социальные сети, его однокашники становятся, как правило, опорой в дальнейшей жизни. Поэтому крайне важно, чтобы образовательные контакты и программы проходили между Россией и Беларусью на совершенно другом уровне. Образование - тонкая сфера. Формулирует жизненные смыслы человека. Нынешние студенты лет через десять окажутся на весомых должностях среднего уровня, а через двадцать - на первых постах в своих странах. Войдут в инженерную и гуманитарную элиту. Будут определять развитие стран. Формулировать жизненные смыслы и России, и Беларуси. Вот почему стоит приложить сейчас больше усилий, чтобы эти смыслы стали общими, чтобы не возникло разных подходов к принципиально важным моментам.
- Беларусь и в сторону Евросоюза смотрит достаточно активно. Буквально через день после возвращения из Сочи Александр Лукашенко встречался с европейским комиссаром по бюджету и человеческим ресурсам Гюнтером Эттингером. Можно связать переговоры в Сочи и эту встречу?
- Вряд ли. Беларусь имеет существенный потенциал влияния в Восточной Европе. И ЕС, в свою очередь, конечно, хотел бы большего сотрудничества с республикой. Но сегодня это для Минска, как и для Москвы, в силу ряда обстоятельств отложенный вектор развития. Контакты - это хорошо, но, с другой стороны, непонятно, что там можно обсуждать и о чем договариваться. Содержательная повестка дня «плавает» и совершенно не определена со стороны ЕС. Беларуси было бы полезно реализовать свой потенциал на западном направлении, прежде всего используя вес минской переговорной площадки. На ней можно было бы вести более широкий диалог - по темам региональной безопасности. В этом плане Беларусь как один из столпов мирного процесса в восточно-европейском регионе могла бы сыграть очень значимую роль.
- На ваш взгляд, идея единой валюты Союзного государства окончательно отодвинута в сторону?
- Единая валюта планируется, но уже как евразийская с эмиссионным центром в Казахстане. Говорили про 2024 год. Опередит ли Союзное государство здесь ЕАЭС - вопрос спекулятивный. Белорусская экономика более социально ориентирована, нежели российская при меньшем количестве ресурсов. При объединении денежных систем вся эта разница будет, конечно, нивелирована. Но в какую сторону выравнивать? Подтягивать российские социальные стандарты к белорусским или наоборот? Вопрос неоднозначный. Единая валюта - звучит само по себе завлекательно. Вроде бы ничего сложного. Но по факту всплывет огромное количество изменений, которые нужно будет гармонизировать. В 2001 году эта тема поднималась всерьез, переговоры остановились на моменте, когда Лукашенко сказал: раз Союзное государство построено на принципе паритета, то давайте делать два эмиссионных центра - в Москве и Минске. Это предложение тогда было неприемлемым для Москвы. Позиция, по-моему, не поменялась.
СЛОВО ДЕПУТАТАМ
«ДОЛЖЕН РЕШАТЬ НАРОД»
Владимир Джабаров, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики:
Фото: Наталья Долгушина
- Степень интеграции в Союзном государстве максимально высокая. Выше, чем в ЕАЭС, СНГ. Президенты встречаются часто, потому что очень много накапливается вопросов. Идет интеграция экономик - тяжелый, сложный процесс, зачастую требующий участия президентов. Хуже было бы, если бы они редко встречались.
Все вопросы, которые они обсуждали в Сочи, очень важны. Нынешнее состояние интеграции уже не удовлетворяет обе стороны. Речь не идет о каком-то слиянии в одно государство. В этом смысла нет на данный момент. Можно быть единым государством, которое раздирается противоречиями. А можно быть очень близкими союзниками, и этот союз будет крепче, чем иное государство.
Я часто бываю в Беларуси как член Парламентского Собрания. Во время перемещений не прохожу границы, паспортного контроля. Мы спокойно пользуемся всеми услугами, которые предоставляет Беларусь, как и белорусы, приезжая в Россию. Единая валюта - да, это было бы еще удобнее, но путь к ней непростой, чтобы не было ущерба никому из государств. Я согласен с Александром Лукашенко, который говорит о незыблемости суверенитета страны - это надо уважать. Правильно он сказал: народ должен решать. Не должно быть команды сверху.
У нас есть взаимное признание виз - недавно приняли закон, болельщики на Европейские игры летом в Беларусь смогут спокойно поехать и через Россию с билетами на соревнования.
Нам нечего стесняться прошедших двадцати лет. Мы одолели большой путь, а главное - стабильная ситуация в обеих странах говорит о том, что у нашего союза есть будущее. Наша дружба может служить примером для других государств.
«КАКИЕ СТАТЬИ ДОБАВЯТ?»
Сергей Калашников, Председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:
Фото: Пресс-служба СФ
- Из той информации, которую президенты озвучили, очевидно, что речь шла о переформатировании Союзного договора. Это прямо было сказано. Дело в том, что за двадцать лет существования Союзного договора стало ясно, что многие его основополагающие параметры в нынешних условиях не выполняются. Это прежде всего относится к политической сфере, внешней политике. Да и к экономике во многом тоже.
Остается открытым вопрос: насколько президенты договорились далеко пойти по пути переформатирования договора. Будут ли исключены некоторые статьи, а если добавлены, то какие? Что останется неизменным? Что необходимо поменять, а с чем можно подождать? К какому уровню интеграции мы вообще стремимся? Эти вопросы пока остаются открытыми.
Вероятно, произойдет сокращение тех форматов объединения, которые были заложены в 1999 году. Объективно: ситуация в мире приводит к тому, что интеграция России и Беларуси может быть более высокой. Возможно, ясность появится после Послания Владимира Путина Федеральному собранию.
МНЕНИЕ
Рашад Курбанов, советник Госсекретаря СГ, руководитель отделения по вопросам государственного строительства и права Научно-консультативного совета Парламентского Собрания, директор Института правовых исследований и региональной интеграции РЭУ имени Плеханова:
Фото: rea.ru
- Переговоры в Сочи были весьма конструктивными. Прежде всего за эти три дня стороны смогли существенно сблизить позиции России и Беларуси по ключевым вопросам, в том числе экономическим.
Итоги встречи сможем оценить уже в ближайшее время. В частности, по работе межправительственной российско-белорусской группы по реализации Союзного договора. Сочинские переговоры должны придать новый стимул ее деятельности и активизировать интеграционные процессы. Особое значение приобретает и подготовка Концепции сближения законодательств наших стран, которую ведет Постоянный Комитет СГ. В него входит и «дорожная карта» по ее реализации. Уверен, что итоги переговоров найдут отражение как в экономической, так и социальной сферах, а также в области безопасности.