Григорий Рапота: Задача номер один - наладить трансфер технологий
Госсекретарь Союзного государства рассказал, что разработки в области оборонки и военно-технической сферы нацелены прежде всего на создание интеллектуального продукта
На днях с космодрома "Восточный" ракета "Союз-2.1а" вывела на расчетную орбиту два новых спутника "Канопус-В". Они вошли в состав группировки аппаратов дистанционного зондирования. Фото: roscosmos.ru
В Постоянном Комитете Союзного государства за «круглым столом» под председательством Госсекретаря Григория Рапоты собрались представители ведущих российских ведомств. На повестке - союзные программы, которые курирует Департамент оборонной промышленности и военно-технического сотрудничества Посткома. Заседание прошло в закрытом режиме, но корреспонденту «СВ» все же удалось узнать подробности непосредственно от участников заседания.
- Регулярно проводим такие совещания с заказчиками программ, - рассказал Григорий Рапота. - Формат уже отработанный. Представители министерств и ведомств хорошо подготовились и доложили о результатах и планах. В целом проблем нет. Хотя всегда есть вопросы, требующие особого внимания.
По словам госсекретаря, в 2018 году все сработали неплохо. Бюджетные деньги, выделенные на программы, освоены и получены результаты. Бухгалтерская часть вопроса, кстати, характеризует умение организовать работу.
Всего на программы оборонно-технической сферы в 2018-м потратили около двух миллиардов рублей.
- Вообще из бюджета Союзного государства выделено на это направление 3,5 миллиарда рублей. Сюда входят и оборонные, и военно-технические программы. Но не все они сугубо военные. Например, создание единого каталога промышленной продукции в рамках формирования единой структурной промышленной политики. Речь о гражданской продукции в основном. Но занимается темой оборонный департамент.
Недавно в Минске прошло аналогичное совещание - там обсуждали реализацию проектов на белорусской стороне. И на встрече в Синеокой, и на московском заседании были представители от обеих стран. Сверяли часы.
- И все-таки союзные программы - это притирка экономик двух стран или же шаги к созданию общей экономики?
Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru
- Они в основном нацелены на создание интеллектуального продукта. Это скорее притирка, если можно употребить это слово, научно-технических сил двух стран. Создание новых интеллектуальных ресурсов. А промышленность - это следующий этап. Но программы вполне можно рассматривать как элемент единой структурной промышленной политики, - ответил Григорий Рапота. - У нас отличные проекты реализуются в области космоса. Все на острие научно-технического прогресса. Программы в сфере биологии, создания новых материалов.
- Что нужно сделать для того, чтобы их реализация стала более эффективной?
- Для этого механизм внедрения - то есть трансфер технологий - должен заработать и в России, и Беларуси. Прежде всего на национальных уровнях. Чем лучше он будет налажен, тем эффективнее будет сотрудничество. Это самое главное. Есть еще вопрос совместного использования интеллектуальной собственности, его тоже надо решать.
ДОСЛОВНО
«МНОГИЕ НАШИ ПРОЕКТЫ ПРЕВОСХОДЯТ ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ»
Алексей Кубрин, заместитель Госсекретаря СГ:
Фото: Михаил Фролов/"КП" - Москва
- Всего в прошлом году реализовывали двенадцать союзных программ. Рекорд. До этого - не более девяти. В будущем году их станет уже тринадцать. Идем по нарастающей. Впервые общий объем средств превысил пять миллиардов рублей. То есть в рамках союзных программ мы использовали бюджетный профицит, на который нам постоянно указывали и депутаты, и контролирующие органы. Бюджетные остатки наконец пошли в дело. И если набранный темп сохранится, то в 2020-м мы полностью выберем все излишки. А вот дальше, боюсь, у нас могут возникнуть проблемы с продолжением программ.
Но мы стараемся строить работу таким образом, чтобы каждая завершенная программа имела свое продолжение. Например, по космосу реализовали уже семь программ и запускаем еще одну - «Интеграция». В высокотехнологичных отраслях нельзя останавливаться. Необходимо постоянное развитие. При малейшей заминке мы сразу будем отброшены назад в технологическом плане.
Так уж сложилось, что у нас, как правило, заказчиком чаще выступает российская сторона. А вот исполнение той или иной программы в России и Беларуси регулируется в зависимости от ее важности. Иногда больше работ проводится в Беларуси, как правило, по вопросам агропромышленного комплекса, здравоохранения. В электронике и радиоэлектронике белорусы также работают очень серьезно.
Одна из программ, например, называется «Тепловизор». К слову, импортозамещение тут ни при чем. Программа изначально формировалась для получения новых технологий в этом направлении - как в оборонном секторе, так и в бытовом. Могу совершенно ответственно заявить, что по некоторым направлениям, например, в области приборов ночного видения европейские разработчики еще не вышли на наш уровень.
К ЗВЕЗДАМ
ЗЕМЛЮ ПРОЗОНДИРУЕМ И НА ЛУНУ СЛЕТАЕМ
Армия Беларуси союзный держит шаг и каждый год проводит учения вместе с российскими войскам. Фото: Алексей Куденко/РИА Новости.
Как показало время, именно космос оказался наиболее успешной областью для совместной работы.
О достижениях и перспективах сотрудничества в этой сфере рассказал директор Департамента стратегического планирования и организации космической деятельности Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Макаров.
- За прошедший год мы завершили и успешно отчитались по программе «Мониторинг-СГ». С 1992 года это уже пятая успешно реализованная программа. Сейчас в работе «Технология-СГ». Она предполагает развитие комплексных технологий создания материалов для элементов космической техники. Программа идет в три этапа. Второй завершится в этом году. Сейчас мы разрабатываем рабочую документацию, проводим совместные эксперименты и изготавливаем опытные образцы деталей космической техники.
- Какие именно детали, если не секрет?
- Приводы солнечных батарей и двигательных установок, служебную аппаратуру, модули различных назначений. Перечень разработок очень большой. Также в прошлом году защищено пять патентов - три на российской стороне, два на белорусской.
- Почему врозь?
- Пока не решен вопрос с интеллектуальной собственностью Союзного государства, выходим из ситуации таким образом. То, что наработано в союзных проектах, материализуется уже в национальных программах в виде конкретной продукции.
- В России готовится в перспективе многоэтапная лунная программа. Белорусская сторона сможет в ней участвовать?
- Скажем так, в космической деятельности участвуют очень многие предприятия республики. И, конечно, когда будет формироваться кооперация для реализации амбициозных проектов, типа лунного, компетенции сотрудников белорусских предприятий, безусловно, хватит для того, чтобы участвовать в них.