Тренерская стратегия для союзной сборной
В каких сферах и почему за два десятилетия так и не удалось справиться с несогласованностью в законах? На конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства» в Москве специалисты говорили о наболевшем на секции «Формирование единого правового пространства - приоритетное направление дальнейшего развития»
DO YOUR BUSINESS*
Пройти мимо главного события года в России - чемпионата мира по футболу - не удалось даже во время серьезной дискуссии на конференции, организованной Парламентским Собранием. И сравнение с мундиалем пришлось кстати:
- Победа на мировом первенстве - это прежде всего грамотная стратегия, то же самое с нашей интеграцией. Главный тренер продумывает план игры, а мы с вами - депутаты, эксперты, юристы и остальные участники интеграционного процесса - целая команда тренеров, нацеленных на победный гол, - рассуждает Сергей Кашкин, член отделения по вопросам государственного строительства и права Научно-консультативного совета ПС, профессор кафедры интеграционного и европейского права Московского государственного юридического университета имени Кутафина.
Докладчики пытались проанализировать ситуацию на союзном «игровом поле» - где тылы уже надежно защищены, а где есть фронт работ.
Начальник отдела исследований в сфере экономического развития и экологии Института правовых исследований Ольга Бакиновская представила коллегам результаты масштабного исследования, посвященного актуальным проблемам формирования единого экономического пространства Союзного государства. Документ внушительный - больше семисот страниц.
Беларусь и Россия проделали за последние годы огромную работу - заметно продвинулись в международном рейтинге Doing Business, который определяет, насколько легко или трудно заниматься предпринимательством в той или иной стране. Так, например, Россия с 2014 года подскочила с 92 на 35-е место в этом году. Беларусь - с 63-го на 38-е. Тоже заметный прогресс. Пожалуйста, инвесторы, *Do your Business (делайте бизнес. - англ.).
- Нам надо продолжить практику взаимодействия межведомственных рабочих групп по проблемным вопросам, - сказала Ольга Бакиновская и предложила создать единый союзный ресурс - портал, где субъекты хозяйствования смогут предоставлять информацию о проблемных ситуациях. Это можно было реализовать в специальном разделе на сайте Постоянного Комитета СГ или на информационно-аналити-ческом портале Союзного государства. По ее мнению, Постком смог бы более эффективно работать, если наделить его наднациональными функциями, расширить его полномочия и компетенцию, как это было сделано в Евразийской экономической комиссии.
РАБОТАТЬ - ВЫГОДНО
Начальник отдела стран СНГ Департамента правовой и международной деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ Елена Морозова отчиталась о сотрудничестве своего ведомства с белорусскими коллегами. Здесь законодательство сближено максимально - урегулирована возможность беспрепятственного трудоустройства в двух странах, прописаны общие правила в сфере охраны труда, продуманы схемы выплаты пенсий, компенсаций на вредных производствах, выработаны идентичные подходы по мерам поддержки семей, декретные выплаты и пособия на детей и т.д.
- Равные права для граждан РБ и РФ в трудовой и социальной сфере в целом обеспечены, - констатировала Морозова. - Мы часто проводим совместные коллегии с белорусами, обмениваемся опытом, занимаемся прогнозированием потребностей экономики в кадрах, вырабатываем единые подходы по вопросам безработицы.
Изменения в Трудовой кодекс РФ, которые сейчас прорабатываются на уровне министерства, будут вноситься с учетом опыта Беларуси, в том числе и знаменитого «Декрета номер три» о содействии занятости, который в народе прозвали «о тунеядстве». В России в теневом секторе - около 15 миллионов человек, которые не платят налоги, не хотят выводить свои заработки из комфортной «тени». В России есть свои инструменты - система патентов, упрощенное налогообложение для индивидуальных предпринимателей и т.д.
Главное - не перегнуть палку, соглашается с коллегой начальник Управления комплексного анализа Министерства труда и социальной защиты РБ Ольга Чемерко.
С одной стороны, следует бороться с нелегальной занятостью. Но нужно еще вести просветительскую работу, а не только заниматься введением драконовских мер, нужно стимулировать занятость, как это делается в Синеокой.
- В Беларуси уходят от понятия «тунеядец». Речь о людях, не занятых в экономике по разным причинам. Сейчас мы делаем упор на то, чтобы помочь им найти работу, если они действительно хотят. Тут должны помогать местные органы власти, в исполкомах и муниципалитетах создаются комиссии по содействию занятости населению. С 1 января 2019 года те, кто сознательно не хочет работать, будут платить в полной мере за коммунальные и другие услуги, - заверила Ольга Чемерко.
Член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Виктор Чайчиц подвел итог: новая редакция «Декрета номер три» направлена на то, чтобы людей мотивировать работать.
- Трудиться - выгодно, это самое главное, что законодатели хотят донести. Экономически выгодно. И это схема работает. Могу сказать точно: за последние год-два люди стали активнее обращаться в службы занятости в поиске работы.
ПРОМПОЛИТИКА
Протекционизм - главный дезинтегратор
Самое время сосредоточиться и устранить действующие барьеры в экономике.
- Промышленная политика - особенно чувствительная сфера, считает заместитель начальника Управления России ГПУ Министерства иностранных дел РБ Вадим Захарчук. - Надо признать, что тут у Союзного государства скромные достижения. Могу привести в пример Минский тракторный завод. У МТЗ около 150 компаний российских поставщиков, а значит, если МТЗ страдает, то и российские партнеры тоже недополучают заказы.
Тему поддержал и развил член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Виталий Шилов. Он подробно рассказал о ситуации, которая сложилась на российском рынке сельскохозяйственного машиностроения. В 2017 году в России утвердили Стратегию развития отрасли до 2030 года. Правительство предложило широчайший спектр различных мер поддержки «своим» производителям сельхозтехники - удешевление отечественной техники, субсидии на компенсацию затрат, связанных с выпуском техники, льготное кредитование покупки сельхозтехники и другие. Только в 2017 году из бюджета на это все выделили около 15 миллиардов рублей.
В результате эти меры очень помогли заводу «Ростсельмаш» укрепить свои и без того лидерские позиции, а вот совместное белорусско-российское производство «Брянсксельмаш» под защиту государства не попало, на субсидии и помощь претендовать не может, хотя и работает на территории Брянской области с 2005 года, создает там рабочие места, платит налоги в бюджет… До 2017 года на долю Ростсельмаша приходилось 70 процентов рынка, на Брянское СП - 20 процентов. Сейчас доля брянских комбайнов стремительно падает.
В прошлом году из-за протекционистских мер в 2017 году произошло резкое снижение продаж продукции холдинга «Гомсельмаш» и совместного предприятия «Брянсксельмаш» на рынке России - на 500 комбайнов. Это много - на 40 процентов. Убытки брянского предприятия - до 40 процентов стоимости продукции.
- Вот лоббистские механизмы в действии. В Союзном государстве нужно уходить от дискриминации, - отметил Шилов. - На 54-й сессии Парламентского Собрания в Бресте депутаты ПС поддержали предложения о рассмотрении изменений в российские постановления и принятии мер, чтобы снова дать белорусским и брянским комбайнам выходить на рынок РФ, честно конкурировать с российскими производителями. Это прекрасная возможность максимально задействовать механизмы наднационального регулирования и международных договоров для создания единого правового пространства и предоставления равных условий субъектам хозяйствования Беларуси и России.