Зона особого внимания
Комиссия Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий собралась в белорусских Хойниках. Парламентарии посмотрели, как живут жители региона, пострадавшего от радиации
ВЫСОКИЙ ГРАДУС ГОСТЕПРИИМСТВА
Гомельщина встретила гостей тропической жарой. Столбик термометра прыгнул выше 27 градусов. «Горячий прием!», шутили депутаты.
В 1986 году Хойникам с лихвой досталось радиационного облучения, но эта земля не стала зоной отчуждения. Сегодня в уютном и ухоженном городе живут 20 тысяч человек, для которых созданы все условия для нормальной жизни - есть где работать, учиться, оздоравливаться.
Показательный пример - завод железобетонных изделий. Несколько лет назад предприятие было в статусе убыточных. Ситуацию изменила масштабная модернизация в 2015 году. Сейчас заказов - на годы вперед. Особо востребованы стеновые панели. Дома из таких панелек строят и Беларуси, и в России. В одной только Калуге до 2020 года планируется построить шесть 120-квартирных многоэтажек.
- Всего на заводе трудится 139 человек. Ребята у нас молодые, средний возраст 38 лет, - говорит директор Сергей Соболев. – Заманиваем молодежь хорошими условиями труда и достойной зарплатой. У нас она одна из самых высоких в районе: в месяц выходит около 900 белоруских рублей (30 тысяч российских).
ПОЛЕССКИЙ ПАРМЕЗАН
Экскурсия по заводу - в режиме «пробежки». У депутатов день расписан по минутам. Дальше в программе молочный завод «Полесские сыры».
Гости, надев бахилы, шапочки и халаты спустились в «святая святых» - радиологическую лабораторию. Инженер-химик Майя Федончук рассказывает, что на производстве налажен тройной контроль - проверяют сырье, полуфабрикаты и готовую продукцию:
- Белорусские нормы по содержанию радионуклидов намного жестче, чем в странах ЕАЭС. Если за рубежом допускается цифра в 25 беккерель по содержанию стронция, то у нас предел - 18 Бк/л. Плюс, наша продукция проходит контроль независимых экспертиз, в том числе в лаборатории в Брянске.
На предприятии выстроили цепочку получения качественного и безопасного сырья: от строительства современной молочно-товарной фермы до создания кормовой базы.
- Наши продукты не только вкусные, но и безопасные, - отмечает начальник Полесского производственного участка «Милкавита» Максим Косарев. – Впрочем, лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать.
«Молочка» на заводе на любой вкус: йогурты, сметана, сливки, творожки. Но самый популярный - сыр. Не простой, а элитный - грюйер, пармезан. Более 80 процентов продукции уходит на экспорт в Россию.
А что Россельхознадзор?
- Ревизоры приезжали месяц назад, - вспоминает Косарев. – Проверяли все: от хозяйств, поставщиков молока до готовой продукции. Замечания были, но несущественные. Мы быстро их устранили.
- О чем речь! Сыр - пальчики оближешь, - тянется за очередным кусочком депутат Николай Валуев. – Я перепробовал немало твердых сыров и с уверенностью скажу, эти ничем не уступают французским-голландским. На полках российских магазинов такая продукция долго не лежит, разметают быстро.
Фото: Кристина Хилько
ПРАВИЛЬНЫЙ МЕД
Полесский заповедник - зона особая. На входе табличка – «Посторонним вход запрещен!» Уровень радиации местами заметно выше нормы. Но депутатов это не испугало, решили, что лучше все увидеть самим:
- Идем спокойно. Лишних движений не делаем, - проводит инструктаж директор Полесского государственного радиационно-экологический заповедника Михаил Рубащенко возле десятков пестрых ульев, между которыми жужжат пчелы-трудяги.
Делают они «правильный» мед: сладкий и ароматный, а главное чистый. За сезон тут собирают около полутора тонн полезного продукта. Пасека - только один из удачных экспериментов заповедника. Рядом с ульями - конеферма. Продают скакунов и местным жителям, и за границу. Встречаются и экзотические лошади.
- На территорию заповедника с Украины прискакали лошади Пржевальского, - удивляет директор. – Редкая, красивая порода. Так у нас и остались. Для Беларуси это диковинка.
Из-за повышенного уровня радиации на отдельных участках заповедника, он стал интересной площадкой для исследований. Здесь постоянно идет радиационно-экологический мониторинг почвы, воды, воздуха, флоры и фауны. Ученые ищут новые технологий реабилитации загрязненных земель и делятся с коллегами.
По словам Михаила Рубащенко, самую большую опасность несут пожары. Жарким летом деревья вспыхивают, растет радиационный фон. Поэтому в «горячий» период пожарные станции и спецтехника в стадии повышенной боеготовности. Патрулирование ведется с вертолетов и вышек.
В ЭПИЦЕНТРЕ СОБЫТИЙ
Заседание комиссии проходило в неформальной обстановке. Чиновники обсуждали наболевшие вопросы прямо в «поле», отойдя от привычных кабинетных разговоров. Главный вопрос - не прошедшая пока согласование Концепция новой чернобыльской программы. Четыре предыдущие уже завершены, но точку ставить рано.
Председатель Комиссии Галина Филиппович поясняет:
- Мы сошлись во мнении: формат, в котором были разработаны предыдущие программы нужно сохранить. Главное - комплексный подход к решению проблем. Мы не можем бросить все силы и средства на одно направление, например, пожарную безопасность, и оставить без внимания другие важные вопросы. Что особенно беспокоит - из концепции программы исчезло оздоровление детей. Тут возможно только два варианта развития событий: возвращение медпомощи в документ либо создание отдельного оздоровительного комплекса. Например, открыть единый оздоровительный центр, где будет находиться союзная здравница. Как варианты можно рассматривать Солигорск с возможностями спелеотерапии. На здоровье детей экономить нельзя. Возможности и ресурсы у Союзного государства есть.
Пока загвоздка в бюрократических проволочках. Принятие программы тормозит громоздкая система согласования, необходимость проходить множество инстанций. Плюс различия в законах.
- Если на все денег не хватит, можно отказаться от некоторых мероприятий. Проводить семинары и делиться опытом можно иногда и в режиме онлайн. Это сэкономит бюджетные деньги и направит их в нужное русло, - резюмировала Галина Филиппович.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Николай Валуев, член комиссии ПС по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, депутат Госдумы РФ:
- Мы видим, как при хозяйском отношении и грамотному подходу к делу район расцветает и богатеет. Эти земли больше всего пострадали от техногенной катастрофы, и без должного отношения властей сегодня тут могла быть пустыня. Но на улицах гуляют семьи с детьми, молодежь. Для них разработаны программы, которые помогают решить вопросы с жильем, работой и смотреть в будущее с оптимизмом.
Взять в пример завод по переработке молока «Полесские сыры». Отходы в виде сыворотки, что меня порадовало, здесь перерабатывают, высушивают и снова запускают в производство или экспортируют. Жители Брянщины мне жаловались – местный молочный завод отравляет окружающую среду, на улицах неприятный запах, потому что сыворотку просто выливают в канализацию. Природе вред, себе убыток. Будем разбираться. Тут пригодится опыт хойникского завода.
Владимир Горбачев, заместитель председателя Гомельского областного исполкома:
- Чернобыльская катастрофа еще больше нас сплотила. Помощь жителям пострадавших от радиации районов – в приоритете. Медцентры и больницы помогают пострадавшим жителям, ликвидаторам, детям, проживающим на загрязненной территории. У нас давно отработана система возврата земель в хозяйственный оборот. Ведь нельзя просто взять и переселить всех, а землю обнести колючей проволокой. С последствия аварии нам еще долго жить и, главное, сделать эту жизнь максимально безопасной и комфортной.