Владимир Пантюхов: Хороша ли стратегия - покажет результат
Как нам догнать и перегнать по инновациям мировых лидеров, какой должна быть промышленная политика Союзного государства и чего стоит ждать от V Форума регионов Беларуси и России, рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, сенатор Совета Республики Владимир Пантюхов
- Формирование единой промышленной политики - в числе приоритетных направлений развития Союзного государства. Какой она должна быть с учетом интеграции в рамках ЕАЭС?
- Корректнее говорить о согласованной промышленной политике. Это и единые правила конкуренции, и механизмы поддержки товаропроизводителей, и сокращение ограничений во взаимной торговле. А еще - либерализация условий экономической деятельности и гармонизация подходов к защите прав потребителей.
Правовая основа уже есть. Приняты межправительственные соглашения, есть план, как их реализовывать. В 2015 году, например, открыто предприятие «СоюзСтанкоИнижиниринг». Оно координирует всю сферу станкостроения Беларуси и России. Хороший пример для других отраслей. Но совместных проектов должно быть гораздо больше.
Не случайно тема промышленной политики Союзного государства была в центре внимания еще II Форума регионов Беларуси и России. Тогда в Сочи определили перспективы взаимодействия: от гармонизации национальных законодательств до сотрудничества конкретных предприятий. Межпарламентская комиссия Совета Федерации и Совета Республики создала экспертную группу по вопросам союзной промышленной политики.
Создание ЕАЭС предполагало ускорение производственной кооперации. Но пока результаты скромные. Мало информировать друг друга о планах и проводить консультации на площадке Евразийской экономической комиссии. А этим, к сожалению, часто все и ограничивается. Нужно смело идти на совместные проекты: развивать инфраструктуру, проводить совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, создавать и развивать высокотехнологичные производства. Причем ведущая роль должна быть у наших интеграционных структур.
ОПЕРЕЖАТЬ ПО ВСЕМ ФРОНТАМ - УТОПИЯ
- В век цифровой революции как нам догнать по инновациям мировых лидеров?
- Максимально использовать конкурентные преимущества единого союзного научно-технологичного пространства. Ускоренное развитие новых секторов экономики, инновационных производств возможно путем объединения финансовых, кадровых, научно-технических и других ресурсов. Известный экономист Клаус Шваб пишет: «Человечество никогда не наблюдало столь быстрого технического прогресса. Мы стоим на пороге технической революции, которая полностью изменит наш образ жизни, общения, ведения бизнеса».
В повестке дня - вопросы формирования цифровой экономики. В Беларуси подписан декрет «О развитии цифровой экономики». В России в 2017 году тоже принята программа «Цифровая экономика». Нужно и дальше объединять усилия. Эффективный инструмент интеграции - совместные инновационные программы и проекты. Например, в рамках союзной программы «Микросистемотехника» белорусский холдинг «Планар» разработал 14 новых моделей технологического оборудования, которые превосходят мировые аналоги. В области высокопроизводительных вычислительных устройств мы идем наравне с западными странами. Но опережать по всем направлениям - утопия. Для этого у нас нет достаточных финансовых и кадровых ресурсов. Нужно сосредоточиться на развитии технологий, от которых зависят безопасность и состоятельность государства. А еще на тех, что дают максимальный экономический эффект.
ОТ КОМБИКОРМОВ ДО КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- Несколько лет идут разговоры, что нужно менять порядок принятия программ Союзного государства, но воз и ныне там. Почему?
- Процедура разработки союзных программ утверждена давно - в 2000 году. Последние поправки в нее вносились четыре года назад. Мы уже отстаем. Количество программ уменьшается: за семь лет - в два раза. В этом году работа велась только по девяти. Процедуры согласования затягиваются на два-три года. Характерный пример - совместная программа по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, рассчитанная до 2021 года. Концепцию начали разрабатывать в октябре 2014 года, и она до сих пор не принята. Свои предложения Совет Республики направил в Постоянный комитет Союзного государства.
- Как вы оцениваете итоги 2017 года в союзном строительстве? Что удалось из намеченного?
- В 2017 году активно шла работа по созданию электроники для автотранспорта нового поколения. Национальная академия наук Беларуси совместно с Министерством промышленности и торговли России многое сделали в сфере микро- и оптоэлектроники. Создали, например, целый ряд новых спецматериалов для космической сферы. Успешно работает и передает информацию все большему количеству организаций в России и Беларуси спутник дистанционного зондирования Земли.
Из новых инициатив стоит отметить несколько программ, концепции которых одобрены Советом Министров Союзного государства. Речь идет о разработке инновационных технологий для производства комбикормов, о совершенствовании системы защиты информационных ресурсов, а также о проекте в сфере коллективной безопасности.
Отдельная тема - два гуманитарных проекта: реконструкция мемориального комплекса «Брестская крепость» и воссоздание музея-усадьбы Достоевского. Надеюсь, к началу V Форума регионов Беларуси и России достроим лабораторный корпус Белорусско-Российского университета - единственного союзного вуза и крупнейшего регионального научно-образовательного центра.
«ДЕРЖУ РУКУ НА ПУЛЬСЕ»
- Как вы, будучи сенатором, поддерживаете обратную связь с общественностью?
- Совет Республики - законодательный орган территориального представительства. Меня выдвинули депутаты местных Советов депутатов Краснопольского, Костюковичского, Чериковского и Чаусского районов Могилевской области. Очень дорожу их доверием.
Напомню слова Александра Лукашенко о том, что избиратели оценивают парламентариев по результатам действия принимаемых законов. Улучшилась жизнь - хороший закон. Нет изменений - документ пустой, никому не нужен. Чтобы знать ситуацию на местах, провожу в районах приемы по личным вопросам, телефонные линии, участвую в заседаниях исполкомов и сессиях Советов депутатов. Это помогает держать руку на пульсе. Или, как говорил большой прагматик Уинстон Черчилль: «Какой бы хорошей ни была стратегия, время от времени нужно смотреть и на результат». Результат законодательной деятельности - это уровень жизни людей.
Это справедливо и для национальных парламентов, и для Парламентского Собрания нашего Союзного государства.
ЖДЕМ СЕНТЯБРЯ
«МОГИЛЕВ ВЫБРАЛИ НЕ СЛУЧАЙНО»
- Как идет подготовка к V Форуму регионов Беларуси и России, что нового увидим на нем?
- В 2018 году в сентябре форум пройдет на белорусской земле. Впервые не в столице, а в Могилевской области. Тема пятой встречи представителей регионов - «Приоритетные направления развития регионального сотрудничества как ключевого фактора интеграции и союзного строительства». Заседания секций пройдут на площадках ведущих предприятий Могилева и Шклова и на базе Белорусской сельскохозяйственной академии в Горках.
Почему выбор пал на Могилевскую область? Ответ очевиден - она граничит со Смоленской и Брянской областями, сотрудничает с 24 регионами России. Удельный вес экспорта области в Россию в 2016 году - 73 процента.
Мероприятия начнутся задолго до официального открытия форума. В программе - неделя интеграции и сотрудничества, бизнес-форум, научно-практическая конференция, ярмарка ремесел, слет молодежи и студентов, телемост между университетами, дебаты по теме молодежного парламентаризма. Участники форума заложат аллеи регионов. Пройдут старты летней Спартакиады Союзного государства, будет открыт музея Витольда Бялыницкого-Бирули в Могилеве.
ДОСЬЕ «СВ»
Владимир Пантюхов родился в 1952 году в Курской области (РФ). Окончил Могилевский машиностроительный институт и Академию управления при Совете Министров Республики Беларусь. Работал инженером на Могилевском заводе устройств первичной переработки информации, в советских и партийных органах, управляющим делами Могилевского облисполкома, председателем Могилевского областного Совета депутатов.