Правовые петли на дорожной карте
Депутаты во время заседания комиссии ПС по законодательству и регламенту обсудили подготовку к парламентским слушаниям по равным правам россиян и белорусов
ОБОБЩИЛИ РЕКОМЕНДАЦИИ
В центре внимания представителей Парламентского Cобрания по-прежнему унификация российского и белорусского законодательств. Дело непростое - требует симметричного и тщательного изучения документов обеих стран.
- До сих пор нет исследования, в котором бы проанализировали правовые системы России и Беларуси, - обратил внимание Рашад Курбанов, руководитель отделения государственного строительства и права Научно-консультативного совета ПС. - Нужно посмотреть, что сейчас существует, в чем у нас различия и только потом говорить о каких-либо исправлениях. В том числе необходимо думать на перспективу и внедрять в школьные учебные планы право Союзного государства - для магистрантов такая дисциплина уже есть. Но, на мой взгляд, неплохо было бы детям рассказывать об этом со школьной скамьи.
На октябрьском семинаре в Пскове парламентарии вместе с экспертами проанализировали слабые места в союзном нормативно-правовом поле. Пришло время подвести итоги этой работы в преддверии сессии Парламентского Собрания, которая пройдет в середине декабря в Брянске.
По словам председателя Комиссии Артема Турова, подготовка к нынешним слушаниям была глобальной:
- Поскольку законодательства России и Беларуси имеют отличия, необходимо выявлять проблемные вопросы обеспечения равных прав граждан и прорабатывать механизмы их решения. Для этого мы обобщили все рекомендации, предложенные на семинаре, и передали их в министерства и ведомства двух стран для детальной проработки. В Брянске обсудим все детально.
Подготовленные депутатами рекомендации станут очередным шагом на пути к сближению законодательств двух стран, сказала член комиссии Алла Бодак. Они впишутся в дорожную карту - план действий на перспективу. Успехи и конкретные достижения в этой сфере будут обсуждаться в Могилеве на V Форуме регионов Беларуси и России в следующем году.
НАРУШАЮТ ЗАКОНЫ, НЕ ПОДОЗРЕВАЯ ОБ ЭТОМ
Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Вадим Ипатов привел в пример несколько законодательных моментов, которые требуют доработки. В частности, необходима унификация в законопроектах, которые регулируют деятельность малого и среднего бизнеса. Остаются нерешенными проблемы с запретом адвокатской деятельности россиян на территории Беларуси без специального разрешения, а также по отсутствию у российских граждан права на покупку земельных участков на территории республики.
Ввоз в Беларусь травматического оружия, оборот которого в России разрешен, уже не раз становился предметом уголовных дел. Граждане, сами того не зная, нарушают белорусские законы, соблюдая при этом законы РФ. И эту коллизию необходимо разрешить. Но возникает правовая «петля»: чтобы это сделать, нужно смягчить Уголовный кодекс Республики Беларусь либо ужесточить законы России.
Еще одна «болевая точка» - уведомление МВД о трудовой деятельности белорусских граждан на территории Российской Федерации.
- Поступают многочисленные жалобы от российских организаций, в которых работают граждане Беларуси, - сообщил помощник Государственного секретаря Союзного государства Евгений Ворсин. - Их привлекают к административной ответственности и штрафуют за то, что не сообщили в МВД об иностранных работниках. При этом они этого делать и не обязаны: в международных актах не урегулирован вопрос, обязывающий работодателя уведомлять миграционную службу о трудовых отношениях. А штрафы за нарушение требований довольно высокие и сроки подачи уведомления жесткие - три дня с даты заключения трудового договора или его прекращения. Этот вопрос нужно представить на слушаниях и выработать позицию.
По мнению членов комиссии, никакие положения российского Федерального закона, регулирующие порядок привлечения иностранной рабочей силы, не должны применяться к гражданам Беларуси. Единственно возможное и правильное решение здесь - внести соответствующее дополнение в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», которое отменит жесткие требования.
ПЕРСПЕКТИВЫ
«Кирпичики» в союзном фундаменте
Комиссия ПС по законодательству и Регламенту также обратила пристальное внимание на проект «Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018 - 2020 годы».
ВЫХОДЯ ЗА РАМКИ
Длинный список из 65 пунктов по девятнадцати направлениям сформулировали с учетом долгосрочных перспектив: это задел на совместное будущее. Причем даже за рамками обозначенных сроков. Чтобы глубоко изучить и проработать все вопросы, привлекли представителей не только органов госуправления, но и неправительственных организаций.
- Всесторонний анализ правовых и нормативных актов поможет спрогнозировать перспективы интеграции, правильно расставить приоритеты и устранить недочеты общей правовой системы, - сказал Евгений Ворсин во время презентации.
Союзные программы, которые не реализовали за предыдущий период, включили в новый проект. Положения документа не только сформулированы с позиции интересов Союзного государства, но и опираются на новые условия в рамках Евразийского союза. Это, конечно, усложняет задачу и требует дополнительной работы над каждым пунктом. Помимо финансово-экономического, социального и других блоков, в числе приоритетов появилось новое направление - «институциональное развитие основ Союзного государства». Оно станет еще одним кирпичиком в фундаменте отношений России и Беларуси.
- Совет Республики принимал активное участие в гармонизации и унификации законодательства по всему «скелету» направлений, - сказал Евгений Ворсин. - Дальнейшее сближение будет тормозиться, пока не решатся вопросы по равным правам граждан. Основные направления: формирование миграционного пространства и взаимное признание виз, военно-техническое сотрудничество, обеспечение безопасности в рамках силовых структур.
ЗАПОЛНИМ ПРОБЕЛЫ
Экономические отношения России и Беларуси пережили не самые лучшие времена. Падение торгового оборота удалось переломить. Только в 2017-м он вырос на 22 процента.
В едином ключе необходимо выстраивать и промышленную политику: налаживать совместное производство, продвигать экспорт продукции за рубеж.
- Нужно согласовать и антимонопольную политику России и Беларуси, прежде всего это касается защиты прав потребителей. Отдельный пункт - охрана интеллектуальной собственности научно-исследовательских программ Союзного государства. Для этого решили задействовать специалистов. Для продвижения экспорта инновационных продуктов, произведенных в Союзном государстве, в третьи страны следует активнее привлекать банки и других бизнес-партнеров. Отдельный блок вопросов - социальный. Для соблюдения равных прав в здравоохранении, образовании, трудовых отношениях граждан Беларуси и России сделали за эти годы немало, но и здесь остаются пробелы.
8 декабря в Гомеле проект масштабного документа представят на заседании союзного Совмина. Окончательный вариант документа передадут на подписание в Высший Государственный Совет Союзного государства.
На повестке
Бюджетный разговор
В Минске пройдет заседание Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике.
На повестке два ключевых вопроса: развитие союзных СМИ и ход подготовки проекта Декрета Высшего Государственного Совета СГ «О бюджете Союзного государства на 2018 год».
В главный финансовый документ депутаты смогут внести свои замечания и корректировки.
Не менее важный вопрос в повестке - подготовка к парламентским слушаниям «Сближение законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам обеспечения равных прав граждан Союзного государства», которые пройдут скоро в Брянске в рамках сессии Парламентского Cобрания.
Еще на контроле депутатов - проект создания Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России (ПССБиР). Идея создания такого органа появилась в ходе сессии Парламентского Собрания в июне этого года и поддержана Председателем ПССБиР Вячеславом Володиным.
Утвердят и план работы Комиссии по информационной политике на будущий год. На заседании будут также представители Посткома СГ, профильных министерств и средств массовой информации Союзного государства.