По обложке встречают
Министр информации Беларуси Александр Карлюкевич считает, что бумажные СМИ рано списывать с медийного поля
Фото: Евгения Гусева/kpmedia.ru
УСТАЛИ ОТ ПОЛИТИКИ
- Александр Николаевич, многие полагают, что печатные СМИ проигрывают более прогрессивным, таким как интернет, соцсети, блоги, телевидение.
- В Беларуси такой же опыт, те же новации, как и во всем мире. В медиасреде перемены идут семимильными шагами. Усиливается сцепка технологий и медиа. Отсюда растут завышенные требования потребителей информации. Читатели хотят, чтобы журналисты не замыкались на одной площадке, к примеру, только на сайте, но вели диалог с аудиторией в социальных сетях.
Общество требует и бумажных версий. На них огромный спрос. У нас зарегистрировано больше полутора тысяч печатных СМИ. Большинство из них развлекательной направленности. А несколько десятилетий назад в почете были общественно-политические издания.
Сознание подписчика меняется. Однако я думаю, что сверхскорости переключения внимания белорусского потребителя на информацию в социальных сетях и интернет-медиа все-таки не станут причиной закрытия газет. У бумажных СМИ есть еще будущее. Тут уже все будет зависеть от журналистов. Возможно, авторам газетных статей, медиаменеджерам следует переориентироваться на те жанры, которые не требуют космических скоростей доставки контента до читателя. Мне кажется, эта информация должна быть связана с аналитикой, экспертными решениями.
А вот новостную нишу полностью забрал интернет. Часто социологи проводят в Беларуси опросы молодежи. Девяносто и девять процентов молодежи черпают информацию, не важно, будь это социальная или общественно-политическая, из интернета.
ОТ КОРКИ ДО КОРКИ
- СМИ Союзного государства - насколько они полно отражают жизнь России и Беларуси?
- О себе скажу, что я внимательный, этакий старорежимный читатель. Про таких говорят: прочтет от корки до корки. Газету «Союзное вече» обязательно встретите на моем рабочем столе. Журнал «Союзное государство» - это уже скорее вечернее чтиво. С большим удовольствием просматриваю в этом глянце не только материалы общественно-политического характера, но и те публикации, очерки, репортажи, эссе, которые рассказывают о культуре в наших странах. Сердце замирает, когда читаю о сакральных исторических местах.
Надо отдать должное, союзные издания выполняют огромную просветительскую функцию. В особенности мне нравится, что на страницах газет, наряду с анализом общественно-политических и социальных проблем строительства интеграционного пространства, освещаются вопросы, связанные с историческими корнями наших регионов.
К сожалению, осталось мало источников информации, которые объединяют, многое уже разломалось. Хочется, чтобы с особой теплотой в Минске рассказывали о Москве, а в российской столице - с любовью о Бресте или других городах Беларуси. Поэтому, мне кажется, в части просветительства союзные средства массовой информации выполняют просто грандиозную роль.
- Телеканал «БелРос» поменял формат. Что пожелаете каналу после перезапуска?
- Мне хотелось бы пожелать команде, работающей над этим грандиозным проектом, большого успеха. Знаю, что у руководства огромные планы. Виден большой интерес к Беларуси, в программах идет осмысление самых разных аспектов жизни двух стран. Показывают приграничье и регионы, появляются программы о том, что есть замечательного в нашей культуре. Объективно на канале дают сюжеты о промышленности, аграрном секторе. И опять же не остается без внимания судьба простого человека.
Я рад, что руководитель телеканала Николай Ефимович - белорус, по крайней мере мы его считаем белорусом.
Слухи о смерти прессы сильно преувеличены. Читатель по-прежнему выбирает газеты. Фото: БЕЛТА
ЧУДИКИ ВСЕГДА В ЦЕНЕ
- Еще союзные СМИ находят интересные истории простых людей, живущих в двух странах.
- Многие читатели вашей газеты старшего возраста помнят, какой всплеск был в советской литературе, когда в нее пришли писатели такого масштаба, как Василий Шукшин. Эти самородки были внимательны к простым, рядовым людям, образно говоря, к чудикам, о которых потом стали писать журналисты.
Газетчики не стали здесь первопроходцами, пионерами были писатели, которые отлично знали жизнь. И, наверное, важно и сегодня рассказать о том, что же волнует простых людей. Интересно знать их помыслы и чаяния. Журналисту надо попытаться вникнуть в их душевные и сокровенные мысли, в их сердечные переживания. И когда такие истории появляются, когда они рассказывают о боли, о драматической судьбе, то помогают людям стать ближе и душевнее. Это позволяет соприкоснуться душами, странами, нашими отечествами.
И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И НА ДУДЕ ИГРЕЦ
- Модная тема - мультимедийность, когда одна и та же новость отрабатывается на разных площадках одного и того же ресурса. СМИ имеют печатную версию, открывают продвинутый интернет-портал, плюс заливают видео. Как такие холдинги развиваются в Беларуси?
- Слово «холдинг», наверное, некорректно в отношении использования идей мультимедийности в рамках одной редакции. Недавно Министерство информации и Администрация Президента Беларуси провели большой цикл семинаров в регионах. Мы проехали по всем областям, где говорили о том, что и небольшие редакции районок могут стать такими мультимедийными центрами.
В регионах тоже меняются запросы людей к СМИ. Читатель редко смотрит, кто издает газету и делает сайт, он читает то, что визуально цепляет. Поэтому редакторы районных изданий понимают, что даже уникальные творческие находки могут потеряться из-за устаревшего дизайна и некачественной верстки.
- В Беларуси государство помогает создавать такие мультиплощадки?
- Государство уже помогает тем, что разобрало на этих семинарах плюсы и минусы тех редакций, где учредителями являются органы власти, советы народных депутатов. Хотя, конечно, оно дотирует печатную периодику. Как правило, помощь идет тем, кто решает социальные задачи. Это, к примеру, газеты и журналы с уклоном на культурные события. Обязательно поддерживаем детские издания.
БЛОГЕРЫ СМЕНИЛИ ПИСАТЕЛЕЙ
- Как в стране завоевываете умы и сердца молодежи?
- У нас разнообразная палитра молодежных и детско-юношеских изданий с достаточно хорошими тиражами для Беларуси. К примеру, не падает спрос на еженедельник «Знамя юности». Выпуск газеты начался еще до Великой Отечественной войны. Она была популярной на всем пространстве Советского Союза, своего рода «Комсомольская правда» в республике. Выходит и целый ряд детских изданий, причем на русском и на белорусском.
Если говорить о том, что позволяет им оставаться на медийном рынке, что привлекает внимание молодых, то, пожалуй, это заслуга творческих коллективов. Если журналисты находят тот язык, которым они могут изложить интересные факты, явления, найти свою доверительную интонацию в разговоре с читателем, то, безусловно, к этим изданиям обращаются.
Кстати, это касается работы креативных личностей в интернете. Многих блогеров сегодня знают больше, чем журналистов печатных средств массовой информации. У нас появилась новая легенда в Беларуси - Влад Бумага, который собирает на своих площадках много подписчиков. Он звезда интернета. И таких примеров достаточно. Поэтому важно знать ту форму подачи, с которой нужно обратиться к молодежи и говорить с ней с душой.
- Раньше были писатели кумирами, теперь блогеры. Не обидно?
- За что ж тут обидно? Если сетевые герои излагают добрые и светлые вещи, отражают объективную реальность, ничего плохого тут нет.
ДОСЬЕ «СВ»
Александр Карлюкевич родился в 1964 году в деревне Затитова Слобода. Отец работал в колхозе рабочим. Мама была учительницей младших классов. Окончил факультет журналистики Львовского военно-политического училища. Имеет воинское звание - подполковник. С 1985 года работал в различных редакциях, в том числе «За Родину», «Народная газета», «Советская Белоруссия», был главным редактором Издательского дома «Звязда». В декабре 2016 года стал заместителем министра информации Беларуси. В сентябре этого года возглавил ведомство. Автор краеведческих книг. Лауреат премии Президента РБ «За духовное возрождение».