Силовая тренировка
Российско-белорусские учения «Запад-2017» были беспрецедентно прозрачными. В этом уверены и главы стран, и независимые эксперты
Совместная тренировка войск проходила с 14 по 20 сентября. «Фронт» с севера на юг растянулся более чем на шестьсот километров! Задействовали почти 13 тысяч военнослужащих и семьсот единиц техники, включая корабли Балтийского флота и авиацию. Непосредственно в республику выдвинулись три тысячи российских солдат.
По замыслу, объединенная группировка отражала провокационную вылазку экстремистов, поддерживаемых из-за рубежа. Условного врага взяли в кольцо и полностью разбили на земле, в воздухе и на воде. В Беларуси «битвы» разворачивались на шести полигонах и двух участках местности, в России - на трех плацдармах.
Военные двух стран сделали ставку на слаженность действий, проверили, как контактируют в боевой обстановке штабы. Несмотря на непростые погодные условия, на всех этапах показали высокий уровень подготовки союзная авиация и средства ПВО. Успешно отработали разведчики, связисты и тыловики.
- Учение проведено на высочайшем уровне, - поделился один из наблюдателей, начальник Объединенного штаба ОДКБ Анатолий Сидоров. - Я был на заключительном этапе. Там было много военных атташе. Кроме слов восхищения - это абсолютно искренне и объективно - я никаких высказываний не слышал.
Только на полигон Лужский в Ленинградской области пригласили почти сотню иностранных наблюдателей из более чем 60 государств. На пятый день туда приехал Верховный главнокомандующий РФ Владимир Путин. Прямо с вертолета направился в командный пункт. Оттуда наблюдал, как тяжелые танки с двух флангов атакуют отступающего «противника».
В этот день глава государства был немногословен. Информационный пробел заполнил его пресс-секретарь Дмитрий Песков:
- Президент очень позитивно высказался о ходе и результативности этих маневров.
На завершающий, седьмой день полигон Борисовский под Минском посетил Александр Лукашенко и вручил награды отличившимся. А вот иностранных журналистов пожурил, назвав дискредитацию маневров «крайне непрофессиональной».
- Такой открытости на учениях не было никогда, - заверил первый заместитель министра обороны РБ Олег Белоконев. - Нашим МИД было аккредитовано почти триста журналистов. Пригласили НАТО, ОБСЕ, ООН, Красный Крест. Активно работали инспекционные группы. Я не ожидал, что будет такой престиж учений.
ОФИЦИАЛЬНО
Президента Беларуси спросили: почему за действиями военных главы двух государств наблюдали по отдельности?
- Ну а если снаряд в одно место? Двоих сразу не станет! - пошутил Александр Лукашенко и уже серьезно объяснил: - Мы договорились, что все-таки основная фаза проходит здесь, в республике, но очень крупные учения велись как раз в Ленинградской области. Решили, что президент России проконтролирует и будет наблюдать за учениями на севере, а я уже в центре. Я военным нашим и россиянам благодарен, что они мне основную фазу для контроля предложили и поручили именно центральное направление. Мы раньше и планировали здесь вместе присутствовать на учениях, но по ходу определились все-таки более широко охватить эти маневры, чтобы люди видели президентов, где они работают и как.
ЛИЧНАЯ ПОЗИЦИЯ
Александр Суриков, посол Российской Федерации в Республике Беларусь:
- Когда около наших границ проводятся учения НАТО, то все в порядке. А когда мы начинаем - не в порядке. Когда наши российские самолеты около границ стран НАТО летают - это плохо, а когда натовские самолеты - это хорошо.
Много говорили, что российские войска осядут в Беларуси. Чего от своих домов-то уезжать сюда? Если только по любви. Я был бы рад, если бы некоторые, под дембель попадая, остались тут. Деторождаемость бы поднялась. В России будут проводиться такие же учения - хорошо бы белорусские ребята остались. Дембельнулись там, тоже деторождаемость подняли.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Робин Моссинкофф, наблюдатель от ОБСЕ:
- Это учение - образцово-показательный пример прозрачности. Беларусь продемонстрировала, как должны проводиться такие мероприятия. Как сделать, чтобы наблюдатели имели возможность получать объективную информацию. Мы имели возможность получить объективную информацию, а не только то, что раздувается, не только слухи.
Массимо Фогари, наблюдатель от Италии:
- Это хорошо подготовленные, профессиональные учения. Я видел в деле белорусских и российских солдат, как они взаимодействовали. Отмечу их отличную подготовку. Я - бригадный генерал, поверьте, знаю толк в таких учениях.
Элизабет Палмер, корреспондент CBS News:
- Настоящая тренировка для разных частей российских и белорусских вооруженных сил. Но она так же планировались как спектакль, ведь было очевидно, что происходящее здесь покажут по всему миру. Это специальный сигнал США и НАТО: нападение на РФ будет ошибкой.
Джеймс Эверард, заместитель Верховного главнокомандующего Объединенными силами НАТО в Европе:
- «Запад-2017» - часть абсолютно нормальной военной активности. Это было в 2013-м, и вот происходит в этом году. Приглашены разные страны. Все они в курсе, никакой прямой угрозы для НАТО нет, лично я ее тоже не вижу.
Томас Вестерман, наблюдатель от НАТО, сотрудник Центра по предотвращению распространения оружия массового поражения и контроля над вооружением:
- Впечатлены подготовкой белорусских и российских военных и огневой мощью на земле и в воздухе. Это была отличная возможность для наблюдателей НАТО убедиться в открытости «Запада-2017».
Гильермо Барбоса Эредия, военный атташе при Посольстве Венесуэлы в Беларуси:
- Я увидел профессиональную подготовку как солдат, так и офицеров. Мне все очень понравилось. Ни один военный атташе, аккредитованный
в Беларуси, не усомнился в оборонительном характере этого учения. Каждая страна должна готовить армию для защиты своей независимости, проводить такие тренировки.
Владимир Макей, министр иностранных дел Республики Беларусь:
- Мы являемся государством, которое не создает проблемы кому-то, а наоборот, вносит свой вклад в обеспечение стабильности и безопасности в регионе. Беларусь - единственное государство на постсоветском пространстве, где не было никаких вооруженных конфликтов. Мы не имеем никаких территориальных претензий друг к другу. Поэтому намерены продолжать эту линию и впредь.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Кому нужен «пояс нестабильности»?
Сергей Рекеда, директор Центра изучения перспектив интеграции (РФ):
- В преддверии учений мы с коллегами подготовили доклад «Интересы НАТО на западном фланге постсоветского пространства». Прибалтийский театр потенциальных военных действий пользуется повышенным вниманием руководства НАТО. Происходит сознательная милитаризация региона. С учетом агрессивной позиции Украины, усиления позиций альянса в Молдове и Грузии просматривается замысел по окружению Союзного государства «поясом нестабильности». Сейчас военный потенциал НАТО в Прибалтике не представляет военной угрозы в сравнении с возможностями белорусско-российской группировки. Однако он продолжает постоянно наращиваться, и это вынуждает наши военные круги к поиску симметричных ответов.
Врасплох не застать
Петр Чаус, экс-министр обороны Беларуси:
- НАТО и соседи Беларуси проводят свои учения часто и привлекают большое количество войск. Это говорит о том, что у них возможности большие. Конечно, нам тоже, может быть, не мешало бы побольше учений проводить, но это слишком дорогостоящее мероприятие. И тот оптимальный вариант, который отработан у нас и у россиян, как раз позволяет поддерживать на хорошем уровне подготовку войск. Это учеба, а учеба всегда нужна. Отрабатывались вопросы, которые решаются в реальных оборонительных сражениях. Это очень хороший замысел. Нужный для нас. Мы не собираемся наступать, а обороняться мы обязаны уметь, и уметь хорошо, чтобы другим было неповадно думать, что можно врасплох застать наши вооруженные силы и наши государства.
Маневры альянса еще масштабнее
Михаил Крипиневич, научный сотрудник НИИ Вооруженных сил РБ:
- Действия военно-политического руководства НАТО направлены на сокрытие своих промахов в борьбе с террористической организацией ИГИЛ (запрещенной в России. - Ред.) на Ближнем Востоке и провала процесса демократизации в странах Юго-Восточной Азии и Африки. То есть основная задача информационной кампании в отношении учения «Запад‑2017» - отвлечение общественности от социально-экономических и военно-политических проблем в США и ЕС. Под предлогом защиты от «российской угрозы» продолжается рост числа мероприятий боевой подготовки НАТО.
Не НАТО враг, а терроризм
Сергей Палагин, директор Центра изучения внешней политики и безопасности (РБ):
- Борьбе с террористической угрозой можно и нужно учиться. Мы помним, как развивались события в Буденновске, Беслане. В то время Россия не смогла противостоять этому адекватно, активно и своевременно - было много жертв. Сейчас ситуация с терроризмом в мире еще усугубилась, о чем свидетельствуют события в Западной Европе. Нужно серьезно и кропотливо учиться противостоять угрозам. В этом смысл «Запада-2017». Ведь никто не собирается воевать с альянсом, главная угроза - терроризм.
Перешли к качеству
Андрей Кошкин, военный политолог, завкафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова (РФ):
- Раньше мы на учениях стремились показать количество новых образцов. А теперь качество. Проверенное в боевых условиях на Ближнем Востоке. Эксперты наблюдают, как мы воюем в Сирии. И теперь они с удивлением смотрят, как мы действуем с союзниками. Совместно управлять огнем и подразделениями чрезвычайно сложно. Но с белорусами мы достигли этой цели.