Работа с молодежью до интеграции доведет
В новом документе, касающемся планов до 2022 года, получат развитие те направления, над которыми парламент и исполнительные органы работали прошедшие четыре года
ЭКОНОМИКА ВО ГЛАВЕ
Первое, что обсуждают союзные депутаты почти на любых встречах, - вопросы экономики. Тут фронт работы уже очерчен: создание равных условий, обеспечение свободы передвижения товаров, капиталов и рабочей силы. Задачи по-прежнему внушительные. Предстоит сформировать единое транспортное и энергетическое пространство и еще многое другое.
Судя по всему, и тема союзных Транснациональных корпораций (ТНК) вновь на повестке дня. Хотя первый опыт оказался не очень удачным, но стратегически идея крайне важная.
Еще один акцент парламентарии сделали на научно-техническом сотрудничестве. По единодушному мнению, для Союзного государства это должна быть одна из ключевых сфер. И цель амбициозная - выход на ведущие мировые позиции.
Также депутаты все как один поддержали предложение Григория Рапоты об учреждении Премии Союзного государства в области науки и техники. Ее будут вручать, как и Премию СГ по литературе и искусству, - раз в два года.
Одно из главных пожеланий депутатов исполнительным органам: больше внимания молодежной политике. Молодые люди, которые уже не помнят Советского Союза, играют все большую роль в государственном строительстве. А кроме вечных ценностей и традиций, нужны новые идеи для нашей интеграции.
Депутат Александр Сегодник сформулировал задачу парадоксально, но точно:
- Союзные мероприятия для учащихся и студентов нужно поддерживать и расширять. Необходимо поддерживать любую созидательную инициативу молодежи. Молодежь - не будущее, а настоящее Союзного государства. А персональное наше будущее зависит от того, как мы сегодня работаем с молодежью.
Еще более жестко по молодежному вопросу высказалась председатель Комиссии по соцполитике Елена Афанасьева:
- Эту тему слабо отразили в Приоритетных направлениях на 2014 - 2017 годы. Надеемся, что расширим работу по молодежной политике, конкретизируем ее в документе Высшего Госсовета. Пора актуализировать и соглашение между правительствами России и Беларуси о сотрудничестве в этой области. Ведь прежнее заключили аж 22 года назад. Надо разработать общую Концепцию развития молодежной политики в Союзном государстве.
РЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЕСТЬ
Впервые в повестку сессии Парламентского Собрания включили вопрос «О повышении эффективности реализации программ Союзного государства». Запевкой к разговору стала презентация союзных программ, которые выполняют институты и центры Национальной академии наук Беларуси. Перед началом сессии спикер Парламентского Собрания Вячеслав Володин и его первый заместитель Владимир Андрейченко внимательно ознакомились со стендами. Импровизированную экскурсию о достижениях союзных ученых в области космоса, химии композиционных материалов, электроники и медицины провел глава аппарата НАН РБ Петр Витязь.
За двадцать лет в Союзном государстве разработали и реализовали 52 союзные программы. Сегодня выполняется семь из них, а до 2022 года планируется закончить еще шесть на общую сумму около 18 миллиардов российских рублей.
Как правило, результат каждой программы - инновационный продукт, подкрепленный патентами и свидетельствами на регистрацию изобретений. Фактически бюджет Союзного государства работает, как венчурный фонд. И как показывает анализ Постоянного Комитета, делает это довольно успешно. Намного эффективнее многих белорусских и российских фондов. К примеру, экономический эффект только от трех программ с условным названием «Композит», «Основа» и «Траектория» исчисляется сотнями миллионов рублей. Бывают, конечно, и нюансы, но реальный результат налицо.
Но успокаиваться рано. Нужно работать над эффективностью союзных программ. Предложений, как это сделать, много.
Вариант члена Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Елены Паниной депутаты выслушали с большим вниманием:
- Программы направлены на создание такого продукта, который может быть конкурентным на мировом уровне. Но, к сожалению, механизм внедрения в производство пока не отработан. Нужно, чтобы заказчик контролировал не только ход выполнения программ, но и дальнейшую судьбу продукта, внедрение его в практику.
При этом важно, чтобы программы проходили независимую экспертизу. Есть Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства. Нужно сделать так, чтобы он на постоянной основе работал на союзные программы. Оценивал темы, возможные результаты, их воздействие на экономику и технологическое развитие наших стран.
ДОСЛОВНО
Владислав Щепов, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:
- Единое научно-технологическое пространство - один из ключевых приоритетов развития Союзного государства. Но по данным Минэкономразвития России, по некоторым программам уровень внедрения не достигает тридцати процентов от планов. Мы уже подготовили пакет нормативных документов, который представили в Постоянный Комитет Союзного государства. Воплощение в жизнь наших предложений позволит сократить временные рамки разработки и внедрения союзных программ и обеспечить оперативный и качественный отбор тем примерного перечня программ Союзного государства, даст возможность более эффективно анализировать научно-технологические и инновационные программы и проекты, а также решит одну из самых сложных и актуальных проблем, поможет обеспечить коммерциализацию результатов и окупаемость разработанных технологий.
Елена Панина, член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:
- В России и Беларуси накоплены достаточно серьезные научные знания, объединяя которые, мы способны создавать прорывные технологии и разработки. Нужно, чтобы программы действовали на опережение и создавали продукты и технологии, которые были бы лучше или не уступали западным образцам. Для этого необходимо более тесное сотрудничество с научным сообществом двух стран.
От идеи и разработки концепции программы до начала практической реализации проходит иногда до пяти лет. За этот период научно-исследовательские предложения теряют актуальность. А ведь и России, и Беларуси нужны новейшие, не имеющие аналогов материалы и технологии, а не идеи вчерашнего дня.
НЕПРОСТОЙ ВОПРОС
ИДЕЯ, ТЫ ЧЬИХ БУДЕШЬ?
Внедрению результатов программ в практику мешает неурегулированный вопрос с союзной собственностью.
Материальные активы, созданные конструкторами, инженерами и учеными, худо-бедно инвентаризируются. Плохо дело обстоит с учетом интеллектуальной собственности. Работать программам это не мешает, а вот на стадии внедрения инновационных наработок в производство вопросы возникают.
При этом, как справедливо замечают Счетная палата России и Госконтроль Беларуси, вложенные бюджетные средства в разработку требуют финансовой отдачи не только для предприятий, внедряющих инновации, но и для бюджета СГ. Дополнительные средства помогли бы расширить возможности для финансирования новых программ. Препарирование проблемы высветило и причины такого положения. Оказалось, что ни в России, ни в Беларуси система учета интеллектуальной собственности пока не отработана. С другой стороны, чем не повод вместе поработать над ее созданием?
Комиссия по экономической политике также предложила создать структуру, которая бы отвечала за создание единого научно-технологического пространства Союзного государства. Она и должна будет отбирать актуальные, высокоэффективные и перспективные программы и проекты. Также Совету Министров нужно привлечь институты развития России и Беларуси, это могут быть разные банки, чтобы обеспечить коммерциализацию результатов научно-исследовательских программ и проектов Союзного государства на условиях софинансирования.