Начальник Смоленской таможни Иосиф Лужинский: «С санкционной контрабандой боремся при помощи белорусских коллег»
В Международный день таможенника корреспонденту «СВ» рассказали, как организована работа ведомства на западных рубежах России
- Для начала вопрос, который возникает у многих обывателей. Если российско-белорусской границы нет, почему там стоят таможенники?
- Давайте разберемся. Здесь, в Смоленской области, нет таможенной границы, но есть государственная. На ней работает ряд ведомств: пограничники, Россельхознадзор, Ространснадзор. Мы являемся сегодня внутренней таможней и не осуществляем таможенный контроль на границе с Республикой Беларусь, и простой человек, гражданин РФ или РБ, который следует через границу на машине, автобусе или поезде, с таможенниками не столкнется. Мы работаем, в основном, с юридическими лицами при осуществлении ими таможенных операций с перемещаемыми товарами. Для этого и созданы на территории области наши посты.
- А иностранцы?
- Для иностранцев на границе с Республикой Беларусь есть международные пункты пропуска, например, в Брянской области. Туда и необходимо следовать иностранным гражданам. Повторюсь, в нашу компетенцию не входит таможенный контроль на границе с Республикой Беларусь. Он осуществляется лишь на внешней границе Таможенного союза белорусскими коллегами. Гражданам нужно помнить, что на территорию Таможенного союза нельзя ввозить без декларации больше 10 тысяч евро, 3 литров алкоголя (включая слабоалкогольные напитки, в том числе пиво – прим. ред.), оружие и так далее.
ТАМОЖНЯ УХОДИТ В СЕТЬ
- Как меняется таможня, чтобы работать эффективнее?
- Сегодня правят бал информационные технологии, которые активно внедряются в деятельность таможенных органов. Например, система управления рисками, электронное декларирование, удаленный выпуск, электронный транзит и другие. 27 апреля прошлого года было принято решение о создании в таможне Центра электронного декларирования (ЦЭД), и уже сейчас 86% объема декларирования идет через него.
- Что он из себя представляет?
- Это структура, которая позволяет разделить документальный и фактический контроль. В нем производится обработка документов и сведений, заявленных в электронной декларации, а фактический контроль товаров и их выпуск в соответствии с заявленной процедурой – в том таможенном органе, в котором они размещены. Чтобы организовать эффективную работу, в ЦЭДе мы пригласили специалистов с таможенных постов, которые могут качественно и быстро заниматься выпуском деклараций.
- Как развивается сегодня электронное декларирование?
- Оно у нас уже давно стопроцентное. Более того, внедряется автоматическая регистрация деклараций на товары (ДТ) и автоматический выпуск. Впервые в России автоматический выпуск груза осуществлен на Стабнинском таможенном посту в 2015 году. В таком режиме оформление занимает две-три минуты. Алгоритм довольно сложный, и программа может отклонить какую-либо декларацию, тогда все приходится делать инспектору. Автоматическую регистрацию в 2016 году прошли более 10,5 тысяч ДТ. По технологии автоматического выпуска оформлено порядка 2 тысяч деклараций, пока только на экспорт.
- А кто решает, какую фуру досматривать, и как? Невозможно же вскрыть и перебрать каждую коробку?
- Такое решение инспектор не принимает. Разработана система управления рисками. Фактически, программа выдает, какие меры необходимо применить для минимизации рисков при поставке той или иной партии товаров. Это может быть и стопроцентная проверка груза, и взятие проб и образцов для проведения экспертизы, и запрос дополнительных документов. Инспектор в обязательном порядке должен выполнить все эти требования.
ЗАСЛОН КОНТРАБАНДЕ
- Наверняка, одно из главных направлений работы для вас – противодействие санкционным товарам?
- Смоленск – это, образно говоря, ворота в Европу. Поток товаров с запада колоссальный. С введением в 2014 году Указа Президента о контрсанкциях пришлось создавать механизм, препятствующий проникновению в Россию таких товаров. С учетом специфики границы с Беларусью, о которой говорилось выше, были созданы межведомственные мобильные группы, куда кроме таможенников входят сотрудники ГИБДД, пограничники, инспекторы Россельхознадзора, Роспотребнадзора и Ространснадзора. Мобильные группы работают не только на главных транспортных магистралях, таких как трасса М1, но и на районных, и на объездных дорогах.
- Не удивительно, что нарушители выдумывают все более изощренные способы пробраться на территорию России. В прошлом году даже сами дорогу отремонтировали.
- Да, эта история прогремела на всю страну. Первыми там сработали пограничники, но с ними был и наш СОБР, там задерживали фуры, а затем доставляли до пропускного пункта «Красная горка» для проведения проверочных мероприятий совместно с сотрудниками Россельхознадзора и принятия по ним решения. В конце концов, по моему указанию, эту дорогу просто перекопали. Для этого мы и создавали мобильные группы, чтобы они могли быстро и оперативно реагировать на имеющуюся информацию.
- Как выстроена работа с белорусскими коллегами?
- Делегация таможенной службы Республики Беларусь участвовала в совещаниях по вопросу работы мобильных групп, проводимых ФТС России в 2015 и 2016 годах на базе Смоленской таможни. Никаких проблем не возникает, постоянно идет обмен информацией, способствующей более эффективной работе мобильных групп. Следует также отметить, что в настоящее время в рамках Евразийского экономического союза информационный обмен между российскими и белорусскими таможенными органами осуществляется через Западный таможенный пост Смоленской таможни и Минскую центральную таможню.
- Стало ли меньше попыток провезти в Россию санкционку?
- Да, сейчас мы видим спад этого потока. Конечно, нельзя исключать вероятность, что контрабандисты придумали какой-то способ, о котором мы пока не знаем. Но с другой стороны, отправители таких грузов не могут не задуматься о тех рисках, на которые они идут: ведь кроме того, что они теряют товар, поскольку он подлежит уничтожению, еще и машина стоит, пока идет проверка или расследование.
- А если все-таки нарушителям удалось ввезти товар?
- Лет пять-семь назад у нас появилось еще одно важное направление в работе – контроль после выпуска товара. Даже если все документы оформлены, груз прошел оформление и ушел по назначению, мы имеем право осуществить проверку. Как правило, это происходит, если есть собственная оперативная информация, либо информация от других правоохранительных органов или в СМИ. Тогда мы проверяем документы, бухгалтерию, потому что груза уже может и не быть. Такие меры, как правило, дают результат: выявляются нарушения, возбуждаются административные дела, налагаются штрафы, возвращаются десятки миллионов рублей в бюджет государства.
КОНКРЕТНО
Смоленская таможня в цифрах:
- 696 должностных лиц в штате
- 9 таможенных постов
- 13 складов временного хранения
- 6 таможенно-логистических терминалов
- 135 миллиардов рублей – перечислено в бюджет по итогам 2016 года
- 265 тысяч транспортных средств осмотрели мобильные группы за время действия санкций
- 2550 тонн санкционных товаров уничтожено совместно с территориальными подразделениями Россельхознадзора