Елена Афанасьева: Рассматривать вопросы образования без учета ситуации на рынке труда невозможно
В Ростове-на-Дону завершилось заседание постоянно действующего при Парламентском Собрании семинара по вопросам строительства Союзного государства
В центре внимания приглашенных экспертов постоянно действующего при Парламентском Собрании семинара в этот раз оказалась сфера образования.
- Мы подошли к точки невозврата. Если сейчас не предпринять мер, то наши системы образования коренным образом разойдутся, и исправить это будет практически невозможно, - считает директор Международного государственного экологического института им. А.Д. Сахарова БГУ Сергей Маскевич. - Уже сейчас складывается ситуация, когда работодатель, видя диплом о высшем образовании, не может сказать, с какими навыками пришел к нему выпускник. И молодые люди, отучившиеся по одной и той же специальности в БГУ и МГУ, могут иметь разные знания.
Участники семинара сошлись во мнении, что необходимо вести работу по унификации учебных программ двух стран. Это будет способствовать и мобильности студентов и преподавателей, которые безболезненно смогут учиться и работать в любом вузе России или Беларуси.
Еще одна идея, которая была высказана в рамках работы семинара, касается бюджетных мест в вузах.
- Считаю возможным дать доступ к конкурсам на распределение мест, оплачиваемых государством белорусским вузам в России и российским в Беларуси. Можно ввести специальные квоты, - заявил заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Руслан Абрамов. По его словам, необходимо разработать таблицу для пересчета результатов белорусского ЦТ в баллы российского ЕГЭ и наоборот. Это существенно облегчит жизнь абитуриентов.
Как заметила председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуры и гуманитарным вопросам Елена Афанасьева, рассматривать вопросы образования без учета ситуации на рынке труда невозможно.
- Иначе непонятно, кого и для кого мы готовим. Дали людям образование, а дальше что? - задавалась вопросом Афанасьева.
Здесь России и Беларуси еще есть, над чем поработать. В каждой стране свой список профессий — классификатор видов деятельности. На этот документ завязано огромное количество других бумаг, которые касаются в том числе и высшего, а также профессионального образования. Когда в России и Беларуси будут утверждены одинаковые профессии, можно будет начать работу над проектом единых образовательных стандартов для них.
По итогам семинара будут выработаны рекомендации, которые разошлют по заинтересованным министерствам, ведомствам и вузам.
КСТАТИ
В Союзном государстве может появиться свой рейтинг вузов
В ходе работы семинара зашла речь о необходимости создания рейтинга вузов Союзного государства. При этом эксперты не скрывают, что подобных рейтингов в мире довольно много, только в России есть три довольно авторитетных исследования.
Проблема в том, что эти исследования нередко противоречат одно другому. К тому же, международное академическое сообщество помнит несколько громких скандалов, когда тот или иной вуз покупал себе высокую строчку в рейтинге, - отметил генеральный директор Института экономических стратегий, академик РАЕН Александр Агеев.
В качестве возможного варианта для будущего союзного рейтинга вузов специалисты назвали мета-исследование. Речь идет о списке, который основывался бы на данных других рейтингов, но сводил бы к минимуму противоречия в них.