Первый председатель правовой комиссии ПС Елена Мизулина: Союз оправдал себя на сто процентов
Известный сенатор была одним из первых союзных депутатов. Удалось ли осуществить задуманное?
- Как вы оказались в первом созыве Парламентского Собрания - по разнарядке или была близка идея?
- По фракционной квоте «Яблоку» выделили определенное количество мест, я настояла на том, чтобы меня делегировали. В первый же год стала председателем правовой комиссии, участвовала в подготовке всех документов, межгосударственных правовых актов.
В то время я была еще и членом Парламентской ассамблеи ОБСЕ, защищала интересы Беларуси. С коллегами по Госдуме боролась за то, чтобы республика получила право голоса в европейской организации. Напомню, что она фактически находилась под санкциями - европейские страны не признавали ее парламентские выборы.
- Что удалось сделать на первых порах?
- Принимали первые законы - сначала межгосударственные, на уровне Парламентского Собрания, а затем уже в наших парламентах. Они разрешили избираться в органы местного самоуправления гражданам Беларуси и России, свободно передвигаться по территории стран-союзников и так далее. Это были важные шаги.
Всегда была сторонником аккуратной интеграции, исключающей возможность конфликтов. Что и наблюдаем эти двадцать лет - эффективное сотрудничество на всех уровнях. Беларусь - без преувеличения, наш стратегический союзник.
Бизнес-партнерство с ней позитивно сказывается и на моем родном регионе, на Ярославской области, от которой я избиралась в Думу. В области работают крупнейшие автомобильные гиганты, производятся моторы, насосы. Они поставляются на тот же БелАЗ. Интеграция была чрезвычайно важна не только для Ярославской области. Союз подразумевает реализацию совместных программ, в том числе и в автомобилестроении. Что представляет обоюдный интерес, так как влияет на развитие бизнеса, появление новых рабочих мест.
- У России и Беларуси разные подходы во всем - в экономике, в образовании, в здравоохранении. Нужна ли унификация?
- Полной унификации нет и не нужно. В свое время мы обращали внимание на то, что, хоть Россия и провозглашается главным партнером, по инвестициям в экономику Беларуси она занимает лишь 5 - 6-е место. Впереди Германия и США. Однако по многим стратегическим вопросам, касающимся защиты границ, обеспечения безопасности, ряда идей, связанных с тем, чтобы объединить страны, которые являлись бывшими союзными республиками, и создать своего рода интеграционный союз, наши мнения с руководством республики совпадали.
Социальная защита населения тогда в Беларуси поддерживалась на уровне Советского Союза: существовало государственное регулирование цен, действовала система карточек. Уровень социальной обеспеченности людей был высоким. В России подобного не было. Белорусы опасались, как бы не лишиться этого. Если бы мы пошли по пути унификации, рыночная экономика накрыла бы их медным тазом. А так у нас получился и таможенный союз, и экономический частично - сильная структурная интеграция.
ВОПРОС РЕБРОМ
Почему собрание, а не парламент?
- Эффективно ли сегодня Союзное государство? Чего ему не хватает?
- Я была свидетельницей споров, когда все только начиналось. Огромное количество сомнений звучало и с той, и с другой стороны. Но Союз себя оправдал на сто процентов. Наши граждане могут свободно передвигаться по территориям двух стран, мы решаем экономические споры, у нас действуют межгосударственные органы. Также есть совместные программы в сфере обороны, безопасности, борьбы с терроризмом. Реализуем их в рамках единой политики. Все это - доказательства эффективности Союзного государства.
- Почему был выбран формат Парламентского Собрания, а не союзного парламента, например? Ведь необходимость в союзных законах была изначально, есть и сейчас.
- Изначально акты носили рекомендательный характер. Это было не Союзное государство, а именно Союз Беларуси и России. Даже его заключение вызывало много споров внутри обеих стран.
В либеральных и демократических кругах России превалировала такая точка зрения: Беларусь оттянет на себя финансирование, непонятно, во что это выльется и чем обернется для нас. Это было в 1996 году, когда зарплаты не выплачивались, и общая экономическая ситуация в стране оставляла желать лучшего. Надо отдать должное Александру Лукашенко, именно он высказал готовность создать Союзное государство, которое могло бы принимать законы, обязательные для Союза.
Тогда на первом этапе это породило бы большое количество конфликтов, под обломками которых сама идея могла погибнуть. Решили остановиться на мягком варианте.