САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Сергей Стрельченко, Ответственный секретарь Парламентского Собрания: «Масштаб интеграции Беларуси и России не имеет прецедентов в СНГ»

Как шло становление союзного корпуса депутатов, чего Россия и Беларусь добились вместе за последние десятилетия и что еще предстоит сделать

- Для нас очень важны социальные проекты и развитие кооперации между предприятиями двух стран. Фото: belrus.ru

НА КРЕПКОМ ФУНДАМЕНТЕ

- В 1996 году в Санкт-Петербурге руководители парламентов Беларуси и России подписали Соглашение о Парламентском Собрании. Наши страны первыми заявили о желании строить единое государство. Что было главным на первом этапе союзного строительства?

- Двустороннее сотрудничество России и Беларуси в качестве суверенных государств началось в 1992 году, когда были установлены дипломатические отношения между нашими странами. Первые попытки добиться более тесных межгосударственных связей привели к учреждению сначала Сообщества, затем Союза Беларуси и России, а подписание Договора о создании Союзного государства продемонстрировало готовность к широкомасштабной интеграции.

Как известно, закладывание фундамента - всегда самый сложный и ответственный этап строительства. Этот принцип применим и к созданию Союзного государства. В Договоре были сформулированы цели: обеспечение мирного и демократического развития братских народов, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни, создание единого экономического пространства и единой правовой системы, соблюдение основных прав и свобод человека, проведение согласованной внешней и социальной политики, а также политики в области обороны и укрепления мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире.

- Какие трудности еще возникали на этом пути?

- Самым трудным было определить шаги, которые помогут достичь поставленных целей. В это время в ходе длительных дискуссий и экспертных совещаний разрабатывалась нормативно-правовая база, формировались органы Союзного государства, утверждались параметры общего бюджета и концепции союзных программ. Появилась Программа действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

Можно сказать, что, несмотря на трудности, уже на первом этапе российско-белорусская интеграция шла очень интенсивно, что позволило создать устойчивую базу для дальнейшего сотрудничества.

- А как шло становление Парламентского Собрания?

- Это представительный и законодательный орган Союзного государства, который выполняет функции Парламента до принятия Конституционного Акта. В Договоре о создании Союзного государства говорится, что Парламент должен состоять из двух палат, одна из которых формируется по результатам прямых выборов.

Теми, кто стоял у истоков союзного парламентаризма, было принято решение сделать структуру Парламентского Собрания более простой, но в то же время более «гибкой». На сегодняшний день оно состоит из делегируемых Советом Республики и Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также Советом Федерации и Государственной Думой депутаций, которые включают равное число представителей - по 36 делегатов.

Хочу сказать, что при таком порядке формирования Парламентское Собрание полностью справляется с возложенными на него задачами, следует политической и экономической повестке современного, быстроменяющегося мира и работает в интересах единения России и Беларуси. Для оптимизации работы образовали восемь комиссий, которые ведут работу в определенной сфере деятельности от законодательства до экологии.

БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ

- Какое значение имело формирование бюджета Союзного государства? Каковы его приоритеты?

- Общий бюджет впервые был сформирован в 1998 году. Тогда его объем составил 585 миллионов российских рублей.

На начальном этапе бюджетные средства использовались с целью восстановления разрушенных и укрепления действовавших на тот момент производственных связей, углубления общественных и культурных контактов. Речь шла преимущественно о производственных, научно-технических и социальных программах и мероприятиях.

Кроме того, в первые годы после создания Союзного государства значительные средства направлялись на создание и совершенствование пограничной и таможенной инфраструктур, а также на преодоление последствий чернобыльской катастрофы.

Сергей Стрельченко, Ответственный секретарь Парламентского Собрания: «Масштаб интеграции Беларуси и России не имеет прецедентов в СНГ»

Строительство первой белорусской атомной станции в Гродненской области с участием «Росатома» - ярчайший пример нашей интеграции. Фото: БЕЛТА

- Удалось добиться синергетического эффекта?

- Объединение финансовых средств, производственных и интеллектуальных потенциалов двух стран позволило существенно сократить затраты, которые понесли бы государства-участники при реализации соответствующих национальных программ самостоятельно.

С годами и по мере увеличения бюджета появились новые направления деятельности. На сегодняшний день из бюджета СГ финансируются промышленность, энергетика, строительство, транспорт, связь, информатика; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союза; социальная политика, здравоохранение и физическая культура, экология, ликвидация чрезвычайных ситуаций, образование, культура, деятельность СМИ.

- Каким был определен бюджет на этот год?

- Он был утвержден в объеме 6,6 миллиарда рублей с учетом отчислений государств-участников, доходов бюджета и остатков прошлых лет. Эти средства направлены на финансирование 35 программ и мероприятий.

Высшим Государственным Советом Союзного государства определены приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства до 2017 года. Исходя их них разрабатываются программы, проекты и мероприятия, а их реализация обеспечивается союзным бюджетом.

Проведение согласованной внешней политики, формирование единого научно-техно-логического пространства, повышение эффективности торгово-экономического сотрудничества, развитие агропромышленного комплекса, углубление военного и военно-технического сотрудничества, формирование общего образовательного и культурно-информационного пространства - далеко не полный список приоритетных направлений, над которыми сейчас ведется работа.

ПРОГРАММЫ
В приоритете - инновации и «социалка»

- Какую оценку вы можете дать институту союзных программ? Как их реализация влияет на улучшение жизни россиян и белорусов?


- Союзные программы являются уникальным инструментом развития интеграции России и Беларуси. На начальном этапе строительства Союзного государства программы решали задачи поддержания отдельных предприятий и отраслей, научных коллективов, восстановления производства значимых видов продукции. Объединение сил и средств, координация действий двух государств позволяли и позволяют эффективно решать общие социально-экономические и научно-технические проблемы.

В свое время широкую известность получила суперкомпьютерная программа «СКИФ-ГРИД». Начало ее осуществлению было положено в 2000 году в рамках суперкомпьютерной программы «СКИФ». Следует отметить, что пять суперкомпьютеров семейства «СКИФ» вошли в мировой рейтинг самых мощных ЭВМ мира. Сейчас в нашем производственном портфеле - очередная программа из этой серии - «СКИФ-Недра», имеющая прикладной характер в сфере использования природных ресурсов.

- В Союзном государстве есть проекты-«долгожители»...

- Да, например, программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Итогами ее реализации стали разработка и внедрение новых технологий диагностики и лечения пострадавших от аварии на ЧАЭС, реабилитации пострадавших сельхозугодий, оказание материально-технической помощи специализированным медицинским учреждениям. Накопленный нами опыт позволит постоянно расширять поле деятельности в данной сфере.

С этого года мы запустили новое мероприятие Союзного государства - «Оказание комплексной медицинской помощи отдельным гражданам Беларуси и России, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». По нашим подсчетам, в 2016 году получить лечение в рамках мероприятия смогут несколько сотен человек.

- В чем отличительная особенность наших программ?

- Это высокотехнологичность и способствование созданию новой продукции и развитию передовых направлений науки, техники. В нашем «портфеле» есть программы по защите информационных ресурсов, государственных границ и граждан Союзного государства, а также программы, относящиеся к сферам биотехнологий, генной инженерии, нанотехнологий, интегрированных информационных систем, атомной энергетики, освоению космоса и недр земли и так далее.

СИМВОЛИКА
Общий гимн пока не поем

- Когда можно будет говорить о введении паспорта гражданина Союзного государства? Гимна? Спортивных наград?

- Десятая статья Договора о создании СГ гласит, что «Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности». Из теории международного права мы знаем, что официальная символика устанавливается конституцией, а в случае Союзного государства - Конституционным Актом. Однако этот документ, который определит государственное устройство и правовую систему нашего интеграционного образования, все еще находится на стадии обсуждения.

Стоит сказать, что работа по разработке атрибутов союзной государственности велась ранее. Обсуждалась концепция будущей символики, которая бы отражала всю суть Союзного государства и те ценности, которых придерживаются Россия и Беларусь. Возможно, уже назрел вопрос о разработке символики, но, по моему мнению, сейчас на первый план выходит работа по гармонизации законодательства, обеспечению безопасности и правового равенства граждан, активизации экономического сотрудничества.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЕАЭС нужен свой парламент

- Сегодня говорят о Союзном государстве как модели для развития Евразийского экономического союза. Что именно ЕАЭС мог бы взять за основу у «старшего брата»?

- Практически вся экономическая модель Евразийского экономического союза наработана и обкатана в рамках Союзного государства. Беспошлинная торговля, свободные экономические зоны, развитие межрегионального сотрудничества, создание совместных предприятий - это и многое другое делает союз России и Беларуси успешным в экономическом плане. Именно этот опыт использовался «тройкой» - Россией, Беларусью и Казахстаном - для создания Таможенного союза, а сегодня может и должен быть учтен в работе ЕАЭС.

Кроме того, не будем забывать и парламентское пространство. На сегодняшний день в тексте Договора о Евразийском экономическом союзе ничего не сказано о парламентском органе ЕАЭС, хотя на стадии обсуждения проекта идея создания такого элемента звучала неоднократно. Ни Россия, ни Беларусь не собираются искусственно стимулировать создание парламента ЕАЭС, однако сама логика дальнейшего развития евразийской интеграции говорит о том, что даже экономический проект не может быть вне поля международных политических отношений.

Я уже рассказывал о структуре Парламентского Собрания. Мне кажется, она бы идеально вписалась в формат парламентского органа ЕАЭС, когда каждое государство представляли бы делегированные представители национальных парламентов. Как и в Союзном государстве, это позволило бы наладить «обратную связь» с законодательными и представительными органами стран-участниц Евразийского экономического союза и способствовало бы более быстрому реагированию на возникающие проблемы.

ПРИНЦИПЫ
Равные права - наша гордость

- Надо ли брать за образец национальные законодательства или следует создавать собственную базу, исходя из реалий Союзного государства?


- Реалии Союза не отличаются от реалий Беларуси или России. Мы создали объединение, исходя из общих целей и интересов, единых позиций по ключевым вопросам как внешней, так и внутренней политики. Наша задача не переписать национальные законодательства, не разрушить годами выстраиваемый порядок, а гармонизировать. Кроме того, наши нормативно-правовые базы довольно близки, поэтому нет никакой необходимости создавать для Союзного государства другую.

Работая над документом или участвуя в дискуссиях по вопросам союзного строительства, я часто повторяю третью статью Договора: «Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств». Есть четкое разграничение предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками. Широкомасштабная интеграция требует преодолеть разногласия именно в вопросах общего ведения, но никак не вмешательства во внутренние дела и процессы одной из стран.

- Как законодательная база защищает права россиян и белорусов на территории Союзного государства?

- В 1998 году был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан, который позволил нашим гражданам, находясь на территории соседней страны, не чувствовать себя иностранцем. Несколькими годами позже был подготовлен План мероприятий по обеспечению равных прав граждан РБ и РФ, который позволил разработать целый ряд международных договоров, охватывающих такие сферы, как социальное обеспечение граждан, оказание медицинской помощи, налогообложение, свобода передвижения и выбор места жительства.

- Каких побед в области социального обеспечения мы уже достигли?

- Это право на свободу передвижения и выбора места проживания, право учиться и работать в стране-участнице Союзного государства, приобретать и продавать недвижимость, получать скорую медицинскую помощь, а также получать пенсию после переезда в другую страну. В 2015 году Беларусь присоединилась к Болонскому процессу - единому европейскому образовательному пространству, однако задолго до этого Россия и Беларусь признавали документы об образовании друг друга.

- В нормативно-правовых базах наших стран существуют различия…

- Это абсолютно нормально, ведь участники Союзного государства - две независимые страны, живущие в своих политических и экономических реалиях. Взаимоуважение и неприкосновенность суверенитета - один из столпов Союзного государства. Однако для более глубокой интеграции уже имеющиеся и новые законы не должны противоречить Договору о создании Союзного государства и принятым с его участием соглашениям. Работу по гармонизации наших правовых баз и ведут депутаты Парламентского Собрания.

Например, за прошедший год были решены сразу две острые проблемы: граждане Беларуси были освобождены от сдачи миграционных экзаменов на территории Российской Федерации, а также на два года для белорусских водителей были приостановлены изменения в законе о безопасности дорожного движения, обязывающие проходить медицинское освидетельствование, сдавать квалификационные экзамены и получать водительское удостоверение российского образца.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Стали известны итоги голосования на первом открывшемся участке в США
  2. Беларусь и РФ определили опорные вузы для создания Сетевого университета
  3. Путин пожелал Беларуси успехов в проведении выборов 2025 года
  4. МО Беларуси: НАТО готовится к вооруженному конфликту с Минском и Москвой
  5. На заседании Совета Министров Союзного государства подписан пакет документов о сотрудничестве
  6. Путин заявил о необходимости определить уровень владения русским языком для иностранцев
  7. Вячеслав Володин обсудил с Алексеем Текслером социально-экономическое положение Челябинской области
  8. Совет Министров Союзного государства принял ряд решений по пригородным перевозкам
  9. На заседании Совета Министров учреждена медиакомпания Союзного государства
  10. Украинский БПЛА влетел в многоэтажку в Белгороде
  11. Вячеслав Володин: Наша задача – законодательно обеспечить развитие отечественных предприятий
  12. Россия и Беларусь приняли решение об отмене роуминга на территории Союзного Государства
  13. Вячеслав Володин предложил проработать вопросы подготовки инженеров-робототехников
  14. МО РФ: Киев хотел захватить Курскую АЭС силами 20 тыс. военных
  15. Владимир Путин принял верительные грамоты у новых послов 28 государств

Парламентское Собрание

Депутаты Парламентского собрания комментируют некоторые события Союзного государства и мира

Депутаты ПС вовлечены во все ключевые события, происходящие на просторах Союзного государства. Представляем их комментарии о некоторых аспектах мировой и внутренней политики.

Политика

Александр Вулин: Желать победы над Россией глупо, опасно, безответственно!

На II Минскую международную конференцию по евразийской безопасности собрались государственные деятели, политики и эксперты из 45 стран. Разрабатывали Хартию многообразия и многополярности в XXI веке

МНЕНИЯ

Долго ли Слон будет терпеть Моську?

Валерий Чумаков

Израиль просто физически не сможет одолеть Иран. Без сторонней помощи.

Куриная слепота по-фински

Олег Зинченко

Декоммунизация стёрла северным соседям память.

Со щитом или на щите

Анатолий Заусайлов

Польша начала строительство забора на границе с Россией и Беларусью


ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также