В союзной идее все меньше лирики, все больше прагматики
Очередной Форум регионов Беларуси и России, который состоится в Минске 7 - 8 июня, пройдет с участием двух президентов и больших делегаций высокопоставленных чиновников и руководителей с обеих сторон. И это логично: подлинная интеграция государств без совпадения мотиваций их политических элит невозможна
ПРОГНОЗ КАК УВЕРЕННОСТЬ
А с чего все начиналось? В песне поется: «Встретились два одиночества!» Политика иногда мало отличается от любовной лирики. Можно сказать, что после распада СССР Россия и Беларусь - каждая по-разному! - почувствовали себя очень одиноко в бушующем мире реальной геополитики. Казалось, мотивы двух элит совпали, чего же еще? Реинтегрируйтесь! Живите вместе, согласно и едино!
Однако сразу же после «развода» такой тесный союз был бы явным забеганием вперед. И последующие 20 лет это подтвердили: они вовсе не были устланы интеграционными розами. Забегания вперед вообще-то здорово замедлили союзное строительство - ничуть не меньше, чем откровенные хватания за «стоп-кран», которых тоже было не меньше, чем красивых слов о союзных достижениях. И вообще со временем в союзной идее становилось все меньше лирики и все больше прагматики. И стало ясно: чтобы сделать уверенный прогноз на союзное строительство, необходимо совместить чувства и экономику.
ТРЕНДОМ ПО МОМЕНТАМ!
Хотя это и был единственно верный путь к выживанию, но объявить тогда, в середине
90-х, об объединении, когда все кругом только и делают, что «дербанят» постсоветское пространство, точно шкуру неубитого медведя, было подвигом. И одновременно - великим прозрением! И проявлением инстинкта самосохранения. Того самого, который отшибло у всех остальных под напевы западных сирен.
Обе элиты стали медленно, но верно переводить Союз из стадии красивой формальности в область не приглаженной практической жизни. И метод тут только один - путем проб и ошибок. Ошибок может быть много или мало - от этого зависит скорость процесса. Но главное, чтобы количество проб всегда превышало количество ошибок, хотя бы на одну штуку - от этого зависит конечный результат.
Белорусская и российская элиты не уставали пробовать. За этим четко прослеживается обоюдная политическая воля к союзному строительству. Которая то ослабевала, то снова усиливалась, но обязательно присутствовала - даже в самые трудные моменты. Но те так и остались «моментами», досадными недоразумениями, а союзное строительство - трендом. И все возрастающей траекторией!
ОБЪЕДИНЯЛИСЬ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ
Политические элиты двух стран пришли к пониманию необходимости реинтеграции и союзного строительства по очень схожим мотивам. Но со своей спецификой. Белорусская сторона инициировала реинтеграцию по мотивам выживания. Только выживания общего - белорусы никогда и не думали лишь о себе. Но и о себе не забывали. Для них отсутствие интеграции с Россией (кстати, уже ставшее жуткой явью нескольких лет при Шушкевиче) означало банкротство экономики. И смену элит.
О России говорят, что она интегрировалась по каким-то высоким мотивам чуть ли не цивилизационного порядка, с чем трудно спорить, ибо речь шла о спасении нации, славянского братства и общего геополитического пространства… то есть по тем же мотивам выживания. Как видим, интерес общий, лишь зоны ответственности - по своим масштабам разные.
Так уж объективно сложилось: сохранение белоруской экономики - это реинтеграция. Сохранение России как глобальной геополитической величины - тоже реинтеграция. Поэтому, думая о себе, обе элиты вынуждены думать об общем - такова диалектика союзного строительства!
ТЕПЕРЬ СТРОИМ, ЧТОБЫ ПРОЦВЕТАТЬ
Но и диалектика не стоит на месте - и ее цели меняются. Сегодня обе страны и их интеграция не просто выжили, а стали на ноги: что дальше? куда идти? Флирт с Западом, как и полагалось, закончился разочарованием, и сегодня у российской элиты ориентиры чисты и определенны! И упование на «волшебную руку» рынка, который сам, без государства, все расставит по местам, тоже в прошлом. Государственничество - вот новая идеология, которая удивительным образом совместилась с рыночной экономикой и вывела Россию на экономический подъем, который не подорвать никакими западными санкциями. И к России буквально потянулись страны и глобальные системы: ШОС, БРИКС. Россия стала «креативить» - создала еще и Евразийский союз как дополнение к Союзу двух государств, в полном соответствии с лозунгом: «Интеграция интеграций!»
Сегодня у российской и белорусской элит мотивационных совпадений столько, что они заметны даже на терминологическом уровне. «Импортозамещение», «социальная ориентированность», «управляемость экономики», «стабильность», «гражданское общество», «либерализация», «средний класс», «эволюция» и, наконец, «благополучие» - это нынче наши общие, российско-белорусские слова. Мы взаимно обогащаем друг друга смыслами, подходами, методами. Получается, мы приходим к одной общей модели! Отправились из разных точек - из административного ремейка и из оголтелого рынка - а пришли к выработке какой-то общей модели.
Так что генезис мотиваций двух элит завершается - мотивации повзрослели. Сегодня мотив и для российской и белорусской элит в интеграции уже далек от вопросов выживаемости; сегодня мотив более высокий и мощный - модернизация!
Но как осуществить вожделенную модернизацию экономик? Пути для России и Беларуси стратегически общие, а вот тактически - немного разные. По объективным причинам - достаточно взглянуть на структуру собственности в двух странах. Дело в том, что Россия уже прошла все круги рынка, - и его соблазны. Беларуси же, с ее соотношением государственной и частной собственности в пользу первой, еще только предстоит войти в глубокий рынок. И пройти либерализацию - со всеми ее соблазнами для элиты. Вот почему белорусский лидер сегодня акцентированно настаивает, чтобы приватизация в Беларуси ни в коем случае не превратилась в «прихватизацию» - это поставило бы под сомнение не только социальные достижения, но и саму интеграцию.
Можно ли уже сегодня полностью состыковать на высокой союзной орбите две мотивации - российской и белорусской элит? Думаю, процесс подруливания и синхронизации начался. Но место для интриги сохраняется. И место это - все тот же рынок с его «волшебной рукой».
В который лучше войти, твердо опираясь на государство. И - союзную интеграцию.