Министр МЧС Беларуси Владимир Ващенко: Объединились и стали бороться вместе
Какими были первые совместные шаги по преодолению последствий катастрофы
- Взрыв на Чернобыльской атомной электростанции даже после трагедии на японской «Фукусиме-1» остается самым масштабным по негативным последствиям за всю историю мировой ядерной энергетики. И по количеству погибших и пострадавших, и по ущербу.
Некоторое время Беларусь и Россия последствия устраняли поодиночке. Но потом пришло понимание, что проблемы такого масштаба нужно решать вместе.
В 1998 году приняли первую союзную программу. Смогли решить неотложные проблемы: создали единую систему медпомощи для россиян и белорусов, Единый регистр по раку щитовидной железы, заболеваниям лейкозами. Сформировали объединенный банк медико-дозиметрических данных.
Я бы сказал, что в те годы появилась радиационная специализация в медицине, сельском хозяйстве. Мы стали целенаправленно готовить специалистов для радиоэкологии, контроля и мониторинга.
Вторая союзная программа действовала с 2002 года. Из основных итогов: разработали технологии ранней диагностики, лечения и реабилитации граждан. В лесном и сельском хозяйстве внедрили технологии, снижающие до нормы содержание радионуклидов в продуктах питания.
Третью программу запустили в 2006 году. Продолжили совершенствовать систему медицинской помощи пострадавшим. Создали условия для безопасного использования загрязненных радионуклидами земель и лесного фонда двух стран.
Реализовали несколько пилотных проектов. В самом «грязном» районе в Гомельской области на сельхозпредприятии создали «чистую» кормовую базу для молочных коров. Безопасные методики отработали в Чериковском лесхозе.
Создали специальные структуры для информирования населения. Белорусское - на базе РНИУП «Институт радиологии». Российское отделение - на базе ВНИИ ГОЧС МЧС России и ИБРАЭ РАН.
Четвертая программа работает сейчас. Мы продолжаем создавать «чистые» производства. Новым направлением стала стратегия развития территорий в российско-белорусской приграничной зоне, которые еще десятилетие назад считались «мертвыми».
За радиацией следим без выходных
Мария Герменчук, начальник Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Минприроды Беларуси:
- Союзное государство дало возможность привлечь финансовые ресурсы и объединило научный потенциал Беларуси и России. В технологическом и социальном смысле это дало тот эффект, который не достигли бы страны по отдельности.
В Беларуси очень высокие технологии по радиационному мониторингу, которыми мы делимся с российскими коллегами, создавая единую систему радиационного мониторинга. Это позволяет реально оценивать ситуацию, что особенно важно для сопредельных территорий - Гомельской и Брянской, Могилевской и Смоленской областей.
Общая система мониторинга позволяет своевременно доводить информацию до госорганов и населения о радиационной обстановке в зоне влияния опасных объектов. Это прежде всего касается Смоленской атомной станции, где у нас действует автоматизированная система контроля, и ЧАЭС, которая все еще остается источником угрозы.
Мы создали атлас радиационной обстановки. Впервые в мире собрали пробы почвы с небольшим шагом и получили детальные карты загрязнения. Это бесценная информация с точки зрения науки и огромный вклад в мировую экологию. Такие исследования позволяют делать прогноз на годы вперед.