В чем сила, брат?
2 апреля исполняется 20 лет Союзному государству. Что достигнуто за эти годы и каким ему быть дальше
Каждый раз при приближении Дня единения в экспертном сообществе, среди политиков вспыхивает интерес к теме Союзного государства. Понятно почему: любая годовщина значимого события, особенно появление на постсоветской политической карте такого масштабного интеграционного проекта, заставляет спорить, подводить итоги и давать оценки.
И главным становится вопрос: состоялся ли наш союз? Или до сих пор он остается декларативным образованием, не сумевшим проявить себя?
Свободное трудоустройство россиян и белорусов в двух странах. Возможность получать высшее образование в Москве и в Минске. Бесплатная скорая медицинская помощь. Беспрепятственное передвижение людей и товаров. Снятие многих бюрократических препон вроде сдачи белорусами экзамена на знание русского языка... Перечислять реальные преимущества, которые получили рядовые граждане двух стран, можно долго.
Конечно, не все получается так, как задумывалось. Никак не выходит свести к общему знаменателю решение проблем социального, пенсионного, медицинского страхования. Пока затруднен доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений.
Конституционный акт, который решил бы многие спорные вопросы, только на подходе. Так что процесс формирования Союзного государства идет непросто. Государство разрушить проще пареной репы (достаточно президентского указа, как в 1991 году, - и нет его), а вот построить прочный союз - куда труднее. Двадцать лет - мизерный срок в истории нового государственного строительства.
Разделение полномочий
Появление Евразийского экономического союза добавило остроты. Мол, кому нужно Союзное государство, если значительная часть функций перейдет под крыло Евразийского экономического союза или, как его часто называют, большой «пятерки» - Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и России?
Но разве ЕАЭС исключает союзную «двойку» из интеграционных проектов на постсоветском пространстве? Наоборот, поднимает ее роль и значение. Об этом не раз говорили на встречах на высшем уровне руководители наших стран, депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, политики.
По мнению Госсекретаря СГ Григория Рапоты, ряд функций можно передать в ЕАЭС - «туда, где они будут лучше использоваться».
ЕАЭС является прежде всего экономическим союзом. Поэтому логично, что экономические, промышленные, транспортные, финансовые вопросы, проблемы таможенного регулирования, страхования, оказания услуг связи, в том числе и мобильной (общесоюзного роуминга пока нет), военно-технического сотрудничества, собственности, должны плавно перейти под крыло ЕАЭС.
Речь надо вести о своеобразном разделении полномочий СГ и ЕАЭС, где «двойке» отводится роль социального и гуманитарного интегратора. Тут целый комплекс проблемных вопросов, которые наиболее эффективно решит именно Союзное государство. Тем более что за двадцатилетие оно уже накопило богатый опыт.
Это и обеспечение прав и свобод граждан, и снятие барьеров, которые в ряде случаев все еще мешают россиянам и белорусам чувствовать себя как дома. Это и работа пенсионного сектора, и оказание полноценной медпомощи, и образование, и культурное сотрудничество. Важны и союзные программы, высокотехнологичные разработки белорусских и российских ученых. На их финансирование идет львиная доля союзного бюджета. Жизнь подбросит и новые задачи, которые в обновленном формате может решать Союзное государство.
Что дает уверенность, что все это нам по плечу? Как в знаменитом фильме, «в чем сила, брат?» В нашем неизменном братстве и добрососедстве, в прочной исторический связи, которую не прервать. А это и есть основа нашего Союзного государства.