У кого больше информации - тот меньше платит
Завершил работу форум, посвященный межрегиональному сотрудничеству в Союзном государстве
В старинном российском городе встретились союзные парламентарии, представители Постоянного Комитета Союзного государства, Посольства Беларуси в России, Министерства иностранных дел Беларуси, Правительства Новгородской области и Думы, академий наук и деловых кругов. А также руководители и научные сотрудники ведущих исследовательских институтов и вузов двух стран.
Губернатор Новгородской области Сергей Митин выступает на открытии 44-й семинара Парламентского Собрания. Фото: Владимир Коробицын
Межрегиональное сотрудничество давно стало флагманом стратегического партнерства российских регионов и белорусских областей. Именно от уровня их развития зависит успех интеграции. Как признали участники семинара, общий потенциал не используется в полную силу. Исправить положение поможет более плотное общение с региональными властями.
Особое внимание уделили проблемам малого и среднего бизнеса: он оперативнее реагирует на изменения в потребностях рынка, что особенно ценно во время кризиса. Чтобы выжить и развиваться, предпринимателям нужна господдержка. В том числе льготное кредитование. И оно есть! Вот только регионы эти механизмы практически не используют.
- Необходимо законодательно закрепить положение, при котором финансовую поддержку на федеральном и региональном уровнях будут получать российские предприятия, сотрудничающие с белорусскими, - считает заместитель директора по научной работе Института социально-экономического развития территорий РАН, доктор экономических наук Константин Гулин. - Если не хватает нормативно-правовых актов, их нужно разработать. Главное, не ждать, а действовать оперативно.
По мнению производственников, развитию межрегиональных отношений мешает банальная нехватка информации.
Сегодня ситуация выглядит так: предпринимателю в России нужны высокотехнологичные изделия, которые производятся в соседней Беларуси - и высокого качества, и дешевле зарубежных аналогов. Но информацию об этом поди отыщи. Если бы заказчики знали о возможностях соседей, не покупали бы дорогостоящий импорт.
Эксперты пришли к выводу, что нужен единый ресурс, на котором можно будет размещать данные, необходимые для поиска партнеров. Или запросы на закупку необходимого оборудования.
Малые предприниматели обеих стран нуждаются в едином инвестиционном пуле и свободном доступе к госзакупкам в рамках Союзного государства. Однако и здесь есть проблемы.
- Беларусь тоже можно упрекнуть в несоблюдении прав российских бизнесменов, - считает член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии Светлана Максимова. - Взять хотя бы ярмарки выходного дня. В России представлен богатый ассортимент белорусских товаров, а Беларусь российских производителей к себе не пускает. Хотя положение о равенстве прав белорусов и россиян было прописано еще в Договоре о Союзе Беларуси и России.
А есть ли импортозамещение?
Нашим странам не хватает совместной производственной базы и общих «долгоиграющих» проектов и программ.
Эксперты предложили создать целевой гарантийный фонд и обеспечить финансирование проектов Союзного государства за счет средств Фонда развития промышленности, особенно по линии импортозамещения.
Директор Центра системного анализа и стратегических исследований, кандидат экономических наук Валерий Гончаров считает, что никакого импортозамещения в чистом виде у нас нет:
- Стратегия нашего сотрудничества заключается в том, чтобы от декларирования о сотрудничестве перейти, наконец, к реальному производству. У нас нет главного: как именно мы будем продвигаться в будущее, кто за это будет отвечать и во что это нам обойдется. Нам надо сосредоточиться на том, в чем мы сильнее других, и только туда направлять наши средства.
Это мнение поддержали и другие спикеры.
- Наше взаимодействие сводится к тому, что Беларусь поставляет в Россию различного рода сельскохозяйственную продукцию. Тогда как для интеграции импортозамещения должны появиться: совместная производственная база и промышленные комплексы, общая закупка технологий по свободным лицензиям у стран, которые не присоединились к санкциям. Это даст возможность зарабатывать и развиваться в соответствии с потребностями нашего рынка. Поможет продвинуть наши товары на мировые рынки, - говорит доцент кафедры уголовного права филиала Российского государственного социального университета в Минске, кандидат юридических наук Александр Абдурахманов.
- Но ориентир только на экспорт сырья - ошибочная стратегия. В любой момент может сложиться ситуация, что исчезнет спрос. Из-за того, что появятся альтернативные источники энергии или новые виды более экономичного продукта, - заявил член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Владислав Щепов. - Нужно перенимать лучшее из опыта Китая. Опираться на науку, создавать свои высокотехнологичные продукты, открывать парки высоких технологий, привлекать молодежь.
Чтобы не топтаться на месте, важно разрабатывать больше совместных программ.
- Этим должны заниматься бизнесмены и руководители предприятий, а не депутаты и государство, - считает Щепов. - Обязанность законодателей и государства - создать условия для нормального ведения бизнеса. Но у наших предпринимателей активность крайне низкая.
Возможно, бизнесмены не спешат из-за того, что не все просто в нормативно-правовой базе в различных сферах российско-белорусского сотрудничества. Ее нужно совершенствовать.
- Давно назрела необходимость унифицировать национальные законодательства. За двадцать лет наши законы по административному, уголовному и гражданскому праву далеко ушли друг от друга, - говорит Александр Абдурахманов. - Уже мало говорить о гармонизации наших законодательств, нужно задаться целью, поставить сроки и начать над этим работать.
Какие решения приняты
Участники семинара изучили, как продвигается межрегиональное сотрудничество. Обсудили актуальные проблемы и пути их решения. По итогам были выработаны рекомендации, направленные на углубление стратегического партнерства между регионами и укрепление торгово-экономических, производственных, научно-технических, социально-культурных и иных связей наших государств.
- Совету Министров Союзного государства рекомендуется активизировать работу по формированию и совершенствованию нормативно-правовой базы регионального сотрудничества. А также совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Беларуси и России рассмотреть вопрос о разработке союзной программы по развитию приграничных территорий.
- В целях активизации межрегионального и приграничного сотрудничества национальным парламентам Беларуси и России рекомендовано осуществлять содействие в организации многосторонних встреч руководителей регионов и усилить контроль выполнения договоров о торговом, экономическом, научно-техническом, культурном взаимодействии, реализации программ и выполнения мероприятий Союзного государства, проводимых на территории региона.
- Правительства стран-участ-ниц должны оказывать всестороннее содействие укреплению межрегиональных связей. В частности, речь идет об увеличении товарооборота, оказании поддержки в создании торгово-логистических центров и о стимулировании сотрудничества в инновационной сфере.
- Обсуждался вопрос о влиянии средств массовой информации на интеграционные процессы в Союзном государстве. В связи с этим решено рекомендовать Министерству информации Республики Беларусь и Минкомсвязи России способствовать распространению через СМИ материалов о реальных достижениях двух стран в этих направлениях.
- Статистическим ведомствам России и Беларуси рекомендуется разработать предложения по введению единой отчетности о деятельности регионов, в том числе об экономической и социальной эффективности проводимых совместных мероприятий.