САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Алексей Кубрин, заместитель Госсекретаря Союзного государства: У нашего сотрудничества уже не советские рельсы

Оборонно-промышленная кооперация России и Беларуси дает хороший результат: успешно идет внедрение созданных новых технологий в разных областях

Фото: БЕЛТА

На заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства в Минске 25 февраля в этом году особое внимание уделили взаимодействию Беларуси и России в сферах высоких технологий и военно-технического сотрудничества. Несмотря на непростые условия внешней экономической конъюнктуры и падения цен на энергоносители ВГС утвердил бюджет Союзного государства в заявленных для обеспечения общей безопасности Союзного государства объемах. О перспективах реализации этих направлений сотрудничества «СВ» поговорило с заместителем Госсекретаря Союзного Государства Алексеем Кубриным.

Операция «кооперация»

- Военное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации основывается на наработках еще советских времен или уже на принципиально новой основе?

- Давайте договоримся о терминах: военное взаимодействие двух стран в сфере безопасности состоит из собственно военного, включая военно-техническое, сотрудничества и оборонно-промышленной кооперации.

Военное сотрудничество предполагает контакты между собой соответствующих министерств обороны и других силовых структур, а оборонно-промышленная кооперация представляет собой тесное взаимодействие промышленных и научных предприятий и организаций по совместной разработке, производству и внедрению модернизируемой и новой специальной техники.

Реализация этого взаимодействия осуществляется в составе государственных оборонных заказов Беларуси и России. А его отдельные компоненты - в рамках утвержденных программ Союзного государства. Вот о таком взаимодействии мы и говорим.

Алексей Кубрин, заместитель Госсекретаря Союзного государства: У нашего сотрудничества уже не советские рельсы

Гордость ядерного щита России - комплекс «Тополь - М» - использует шасси Минского завода колесных тягачей. Фото: Сергей Пятаков/ РИА Новости.

На мой взгляд, не слишком корректно говорить, что в области оборонно-промыш-ленной кооперации мы все еще стоим на рельсах Советского Союза. С момента распада СССР прошло 25 лет. Кооперационные связи России и Беларуси в рамках оборонного комплекса сегодня совсем другие. Сами системы взаимоотношений между предприятиями одной страны и предприятиями двух суверенных государственных образований строятся на принципиально другой международной основе.

Поэтому, пока де-юре конституционного акта Союзного государства не существует, мы в отношении оборонно-промышленной кооперации можем говорить только о взаимодействии двух независимых государств. При этом взаимодействие остается действительно тесным, базирующимся на взаимном доверии и общности интересов в сфере обороны.

Приоритетными для сотрудничества этого уровня остаются такие технологичные отрасли, как радиоэлектроника, космос, высокопроизводительные вычислительные комплексы и информационные системы на их основе, химическое машиностроение, оборудование для выпуска химических волокон, нитей и полимеров, оптическое машиностроение для производства классической и асферической оптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов, защита общих информационных ресурсов.

- Насколько объемно наше сотрудничество?

- В этих сферах сотрудничество у нас плотное и конструктивное. В рамках совместных программ Союзного государства мы имеет наглядное тому подтверждение. Всего с момента подписания Договора о создании Союзного государства в рамках оборонно-промышленной кооперации реализовано в общей сложности двадцать семь программ: в области радиоэлектроники - 10, по космосу - 5, по высокопроизводительным вычислительным комплексам и программному обеспечению - 4, по оборудованию для выпуска химических волокон, нитей и полимеров - 3, в области оптического машиностроения - 2 и по защите информационных ресурсов - 3. В текущем году с участием ресурса оборонно-промышленной кооперации предусмотрено финансирование семи научно-технических программ Союзного государства.

Алексей Кубрин, заместитель Госсекретаря Союзного государства: У нашего сотрудничества уже не советские рельсы

Верховные главнокомандующие России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко вместе наблюдали за финальной фазой совместных учений «Запад» на полигоне «Гожский» под Гродно. Фото: Алексей Дружинин/ РИА Новости

Нужно вернуть единые стандарты

- Как взаимодействуют российские и белорусские предприятия в сфере высоких технологий, если они не имеют единого стандарта советского образца?

- С каждой новой продукцией у нас все больше оснований говорить о необходимости гармонизации нормативной правовой базы в области сертификации, лицензирования и стандартизации.

В девяностые годы после распада СССР оборонно-промышленные комплексы Беларуси и России некоторое время существовали параллельно, используя стандарты, принятые в Советском Союзе. Совместная продукция по договоренности директоров предприятий проверялась на соответствие этим, хотя и устаревшим, стандартам.

Между тем системы стандартизации России и Беларуси все больше расходились. И на определенном этапе развития интеграции экономик России и Беларуси возникла потребность в гармонизации нормативной правовой базы в области производства научно-технической продукции. На системную основу работа по решению этой проблемы была поставлена только с созданием Союзного государства пятнадцать лет назад. Именно в рамках союза впервые была разработана и реализована программа «Стандартизация-СГ». Сейчас проходит согласование концепция программы «Интеграция-СГ», реализация которой позволит значительно сблизить системы стандартов России и Беларуси в области космических технологий и смежных отраслей промышленного производства.

Помимо совместных программ есть еще кооперация в рамках госзаказа, а также поставок, ремонта и обслуживания военной техники и вооружений по линии Минобороны России и Беларуси. Однако сейчас под контролем Постоянного Комитета Союзного государства находятся совместные научно-технические программы, утвержденные Советом Министров или - в особо важных случаях - Высшим Государственным Советом. Именно о них я сейчас и могу говорить.

Алексей Кубрин, заместитель Госсекретаря Союзного государства: У нашего сотрудничества уже не советские рельсы


Освоенные средства - вовсе не итог работы

- Общие проекты уже дают эффект с выходом на гражданскую сферу?

- Весьма успешно идет внедрение созданных новых технологий в областях радиоэлектроники, космоса и нефтехимии. На выходе реализованных программ Союзного государства в этих областях мы получили уникальные изделия электронной компонентной базы, широко применяющиеся в бытовой технике и на транспорте, датчики и приборы для диагностики, прогнозирования и предотвращения угроз окружающей среде, промышленным и хозяйственным объектам, современные высокопроизводительные информационно-вычислительные комплексы, химические волокна и нити для текстильного производства, композиционные и полимерные материалы для широкого круга гражданской продукции. И все это - в рамках реализации результатов созданных двойных технологий, не говоря о продукции специального назначения.

- Эти программы состыкуются с такими проектами, как «Сколково»?

- «Сколково» - это сугубо национальный российский проект в области инноваций. А наши проекты - это двусторонние научно-технические программы со сложным кругом согласования, одобрения правительствами Беларуси и России и утверждения Советом Министров Союзного государства. Они носят весьма конкретный характер, отвечающий насущным приоритетам и потребностям двух стран в высоких технологиях. Не исключено, что в «Сколково» работают и белорусские специалисты, но это вне рамок наших программ.

- Какова эффективность совместных программ по сравнению с национальными?

- При небольшом объеме средств, заложенных в бюджете Союзного государства, эффективность таких программ очень высока. Если в «Сколково», судя по сообщениям СМИ, кого-то уличили в нецелевом расходовании средств, то у нас это невозможно по определению. Последние годы при реализации крупных проектов стало модно говорить об освоенных средствах как итоге работы.

У нас при незначительном финансировании существует схема двойного контроля за расходованием союзного бюджета со стороны контрольных органов России и Беларуси, а отчитываемся мы за исполнение бюджета и программ перед двумя президентами. Поэтому здесь всегда должны быть представлены конкретные результаты, подтвержденные актами приемки научно-технической продукции госзаказчиками и заключениями контрольных органов.

Алексей Кубрин, заместитель Госсекретаря Союзного государства: У нашего сотрудничества уже не советские рельсы

Фото: БЕЛТА

Досье «СВ»

Алексей Кубрин родился в 1955 году в Ломоносове. Окончил Военную академию. Работал замначальника отдела Министерства внешних экономических связей РФ, замруководителя Департамента Министерства торговли, замруководителя Департамента Минпромнауки,
замначальника Департамента по обеспечению деятельности советника Президента по вопросам военно-технической политики и развития оборонно-промышленного комплекса. С 2007 по 2012 годы - заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЮФО и ПФО.

С 2012 года занимает должность заместителя Госсекретаря Союзного государства.



Обмен кадрами дает результат

- Существует ли в нашем сотрудничестве обмен высококвалифицированными кадрами?

- Например, в такой технологичной сфере, как строительство атомной электростанции в Беларуси, подготовка квалифицированного персонала просто необходима. Как заявил Александр Лукашенко, и после окончания строительства участие российских специалистов, имеющих опыт работы в обеспечении эксплуатации АЭС, будет приветствоваться. В принципе обмен квалифицированными кадрами - достаточно перспективный аспект нашего сотрудничества.

Конечно, свободного доступа на режимные предприятия нет. Но после прохождения определенных процедур он вполне возможен. Ведь оборонительная сфера предполагает высокую защищенность НИОКР с точки зрения гостайны, а, как показывает практика, после соответствующих согласований на уровне министерств участие белорусских или российских кадров в совместных разработках имеет место быть.

Та же тенденция намечается в инновационных сферах, в информатике, на уровне взаимодействия технических вузов. Несколько лет подряд под эгидой Постоянного Комитета Союзного государства на базе Национального технического университета в Минске проходит Форум высших учебных заведений двух стран в области научно-технического взаимодействия. Так что подготовка совместных научных кадров поставлена на системную основу. На этот форум заглядываются даже китайцы, которые понимают толк в привлечении молодых специалистов. Их заинтересовала методика и возможность участия.

- А почему затягивается создание совместного Экспертного центра в Москве, о котором речь шла год назад?

- Не хочу говорить о бюрократии, но определенные процедуры согласования должны быть пройдены. Что касается Национальной академии наук Беларуси, то тут все было быстро и понятно и разрешения были уже даны. А вот РАН пока не дала окончательного ответа, и соответствующий пакет документов не был согласован в те же сроки. Возможно, это связано с теми реформами, которые прошли в нашей Академии.

По последним данным, сейчас согласование находится в финальной стадии. Экспертный центр вскоре получит прочную юридическую основу. А пока в отсутствии официальных документов экспертизы проектов и программ проводятся на договорной основе в факультативном варианте.

Что нам принесет сближение Евросоюза с Минском?

- В последнее время ЕС предпринимает шаги для сближения с Минском, снимает санкции и, очевидно, выставляет определенные условия по замедлению военно-политической интеграции с Москвой. Это может повлиять на проекты Союзного государства?

- Даже внутри НАТО и Евросоюза единое экономическое пространство и внешнеполитическая близость не предполагают, что страны - члены этих сообществ будут приносить в жертву свои приоритеты в области обеспечения собственной безопасности. Военно-промышленная сфера является именно такой областью, которая зависит от позиции высшего руководства каждой страны.
Я не вижу перспектив ухудшения наших отношений в рамках Союзного государства, как и снижения темпов интеграции под экономическим давлением Евросоюза, так как эти вопросы являются стратегическими для Беларуси и России.

- Тем не менее у всех на памяти болезненный разрыв кооперационных связей между Россией и Украиной, которые пришлось сворачивать, после того как Киев резко взял курс на ассоциацию с Евросоюзом. Не придется ли когда-нибудь снова заниматься «импортозамещением» в результате пересмотра теперь уже белорусской составляющей совместных проектов?

- Не соглашусь с вами, что украинско-российское военно-техническое сотрудничество успешно развивалось и было свернуто только после резкого обострения последних двух лет. Этот процесс начался задолго до того. Даже наиболее значимые примеры организации совместных производств с самолетостроительной корпорацией «Антонов», «Южмашем» и Харьковским танкостроительным объединением уже давно двигались по нисходящей траектории.

Полный разрыв политического диалога привел к болезненному обрыву целого ряда остававшихся кооперационных связей, но в целом тенденция их развития давно была негативной. Вот там, как мы говорили вначале, все шло по инерции еще с советских времен.

С Беларусью как раз все наоборот. Несмотря на меняющуюся политическую конъюнктуру в Европе, наши оборонно-промышленные связи крепнут и углубляются. И строятся наши схемы взаимодействия уже на принципиально новой основе, которая учитывает интересы безопасности двух стран. В реализации этого взаимодействия участвуют также Академии наук обеих стран, и оно касается самых передовых технологий, подготовки кадров и создания условий для выпуска новейшей продукции. Три года назад Президент России Владимир Путин подписал указ об облегчении сотрудничества в оборонительной сфере с Беларусью. Так что все идет по нарастающей.

Военную доктрину Союзного государства пора обновить

- Недавно президентом Александром Лукашенко была одобрена новая Военная доктрина Республики Беларусь, и на официальном уровне заговорили о необходимости создания автономного военпрома. В частности, речь шла о разработке новейшей белорусской системы ПВО «не хуже, чем С-300». Как тяга белорусских коллег к самодостаточности в оборонительной сфере может повлиять на кооперацию в рамках Союзного государства?

- Однозначно я могу судить о согласованных союзных и национальных программах, а не о том, что находится в фазе публичной дискуссии. На мой взгляд, в намерении белорусов развивать новые технологии в оборонке, даже в автономном режиме, нет ничего противоречащего кооперации. У них много собственных институтов и мощностей, так что если они разработают что-то принципиально новое, то ничто не помешает нам обмениваться технологиями.

А пока в рамках обеспечения нужд белорусских ВС, так же как и российских, в львиной доле снаряжения и оборудования всегда можно найти элементы, поставленные в рамках программ сотрудничества другой стороной. Например, наши ракетные комплексы ставятся на шасси МЗКТ (Минского завода колесных тягачей). Никаких противоречий здесь я не вижу.

Что касается военных доктрин, то недавно в России таковая была утверждена Верховным Главнокомандующим. Каждая страна вырабатывает свою стратегию с учетом требований времени и собственных национальных интересов. После официального утверждения новой военной доктрины Беларуси можно будет приступить к внесению изменений в единую Военную доктрину Союзного государства. Как подтвердил ВГС, эти коррективы давно созрели, так как она с двухтысячных годов сильно устарела. А в мире мы имеем новую геополитическую ситуацию. Так что всему свое время.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Лавров назвал обучение ВСУ во Франции прямым участием в боевых действиях
  2. Шесть стран Европы обвинили РФ в якобы атаках на архитектуру безопасности
  3. Сергей Лавров: Россия согласна с пунктом декларации G20 по Украине
  4. Лавров заявил после ударов по Брянской области ATACMS, что Запад хочет эскалации
  5. Белорусские технологии строительства жилья будут использовать в Смоленске
  6. Литва остановила пропуск грузового транспорта на границе с Беларусью
  7. Великобритания выделит 9,5 миллиона долларов на снабжение Украины дронами
  8. Участников СВО освободят от взыскания исполнительского сбора с 1 декабря
  9. Вячеслав Володин: Мы обязаны сделать всё, чтобы память о героях нашей страны жила
  10. Вячеслав Володин: Обеспечение детей-сирот жильем должно быть приоритетом для регионов
  11. Вячеслав Володин поздравил преподавателей высшей школы с профессиональным праздником
  12. Владимир Путин встретился в Кремле с Алексеем Нечаевым
  13. МО РФ: ВСУ ночью нанесли удар 6 ракетами ATACMS по объекту в Брянской области
  14. Александр Лукашенко определил функции и порядок взаимодействия Всебелорусского народного собрания с другими органами власти
  15. Концерн «Калашников» завершает испытания нового барражирующего боеприпаса для российской армии

Парламентское Собрание

Отвечаем на новые провокации, санкции, политические ультиматумы проектом концепции безопасности Союзного государства

Международная обстановка, конфликты у границ, агрессия и милитаризация соседей вынуждают Беларусь и Россию действовать сообща.

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной больших семей»

И это не фантастика, а - достижимая реальность.

МНЕНИЯ

Джоны — рваные препоны

Олег Зинченко

Байден разрешил Зеленскому весь мир утащить в могилу

Будет ли перевес на стороне противника?

Павел Родионов: Вопрос ребром

Для нас дальнобойные западные ракеты - дело привычное. ВСУ их давно использует в Крыму, Луганске, Мариуполе. ATACMS, которые решился отдать Байден, могут бить на триста километров.

Удар, который в Киеве заслужили

Михаил Васильев

Атакам по украинской инфраструктуре можно было положить конец еще в августе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также