Жорес Алферов: Проблемы науки - в невостребованности обществом
Нобелевский лауреат рассказал, как в Союзном государстве создается единое научно-техническое пространство
15 марта лауреат Нобелевской премии с белорусскими корнями, вице-президент Российской академии наук, депутат Госдумы отметил свое 86-летие.
Жорес Алферов родился в Витебске. Его вклад в науку называют революционным. Он - автор более пяти сотен научных работ и пятидесяти разработок. Его исследования стали одним из базовых элементов для развития интернета и мобильной связи.
В 2000 году в Швеции он получил Нобелевскую премию за развитие полупроводниковых гетероструктур для высокоскоростной оптоэлектроники. Его заслуги признают коллеги по всему миру. Алферов является иностранным членом академий наук Китая, США и, конечно же, родной Беларуси.
- Я хотел бы, чтобы выдающиеся зарубежные ученые увидели, что в Беларуси есть хорошая наука, развиваются новые технологии, в том числе самые современные, что Минск - самый чистый город в Европе и один из самых красивых, - сказал Жорес Иванович в одном из интервью.
Он также не раз отмечал, что, объединив усилия, Беларусь и Россия могут увеличить свой научный потенциал. «И Беларусь здесь не младший брат, это полноправный партнер», - уверен ученый.
16 лет назад Алферов получил Нобелевскую премию за изобретение, которое сделал еще в 70-х годах. Фото: Максим Блохин/ фотохроника ТАСС
В свой день рождения академик получил поздравления от Александра Лукашенко.
- Мы гордимся вами как великим сыном белорусской земли, выдающимся ученым с мировым именем, - отметил глава государства. - Высокой оценки заслуживает ваша общественная деятельность, которая способствует укреплению добрососедских отношений между Беларусью и Россией.
- Жорес Иванович, Союзное государство создает единое научно-техническое пространство. По вашему мнению, как далеко мы продвинулись в этой области?
- У нас больше говорится об этом, чем делается. Хотя, конечно, во-первых, белорусы сохранили Академию наук. Это уже важно. Она очень много занимается прикладными вещами и в очень многих областях работает вместе с промышленностью Беларуси.
Сказать, чтобы у нас было много совместных проектов… Да, они у нас есть. Но чтобы они что-то определяли - я этого не скажу. Просто мы работаем и там, где это интересно нашим друзьям, и там, где есть промышленная основа.
Скажу так: основная проблема отечественной науки - отнюдь не низкое финансирование. Основная беда - невостребованность ее результатов экономикой и обществом. Я это подчеркиваю непрерывно, везде, где возможно.
В Беларуси эта проблема выражена гораздо в меньшей степени. Потому что экономика, промышленные предприятия, которые были построены и продолжают работать, заинтересованы во многих прикладных результатах.
Думаю, что наши биологи добились немалых успехов в рамках совместной работы. Например, физики сделали много по линии полупроводниковых лазеров. Однако в целом и белорусы, и россияне утратили промышленное лидерство в этих областях. Оно ушло к другим. А если утрачиваешь промышленное лидерство, то теряется и необходимость совместных капиталовложений.