Без шума и пыли - на результат
Какие задачи перед Союзным государством ставит нынешний год?
2016 год символично соединяет две исторически противоречивые даты.
2 апреля будем отмечать 20 лет со дня подписания Договора об образовании Сообщества Беларуси и России, положившего начало строительству нашего Союза. 8 декабря исполняется 25 лет Беловежским соглашениям, ликвидировавшим СССР и образовавшим Содружество Независимых Государств. Этот «перекресток» дат, знаменующих глубокие исторические процессы, заставляет задуматься: перед каким «большим» выбором стоят наши народы сегодня? Об этом размышляет научный сотрудник факультета политологии МГУ, кандидат политических наук Вячеслав Сутырин.
Возвращение в историю
Прошлый год был годом перемен. Союзное государство столкнулось с вызовом гражданской войны на территории Украины, охваченной кризисом государственности. Эти события способствовали сплочению народов России и Беларуси вокруг центральной власти. Но заметнее стал раскол общества на рациональное большинство и революционное меньшинство - радикальных националистов, которые борются с мифической «империей москалей». Такие есть не только на Украине, но и в России и Беларуси.
С другой стороны, понятие «русский мир», изначально заключавшее в себе культурный смысл, стало кое-где восприниматься как угроза «имперских амбиций» России. Не секрет, что в таких ситуациях всегда находятся «внешние наблюдатели», охочие расшевелить костер взаимных подозрений.
Кажется, наши страны окончательно вернулись в историю с ее непредсказуемым калейдоскопом событий. Вернулась в историю и Европа, столкнувшись с новым переселением народов, грозящим возведением пограничных валов внутри Евросоюза, распадом Шенгенской зоны. Что и говорить - сейсмическая активность возросла повсюду в политическом мире. Китайцы спорят с американцами. Саудовская Аравия конфликтует с Ираном. Падение Сирии грозит обрушить последние дамбы на южных миграционных маршрутах в Европу. Эти противоречия не отменяют, а подтверждают мировую взаимозависимость. От кризиса в экономике России проигрывает Европа. Китай по-прежнему зависит от торговли с США для своего экономического развития.
В 2016 год Россия, Беларусь и Казахстан вступили с достижениями. Первый год с момента создания отметил Евразийский экономический союз (ЕАЭС), образующий ядро «сборки» постсоветского пространства. Принцип полного равноправия в принятии решений между пятью странами (присоединились Армения и Кыргызстан) - ясное свидетельство, что это проект скорее «антиимперский».
Нефть тут правит бал
Однако, не успев расправить плечи, союз попал в экономическую бурю - падение мировых цен, замедление экономического роста Китая и т.д. Как отметил в декабре минувшего года Нурсултан Назарбаев, без сближения стандартов таможенного и технического регулирования в рамках ЕАЭС удар по экономикам наших стран был бы больнее.
Конечно, свою лепту внесли западные санкции, заставившие Россию адекватно реагировать. Большие потери вызвало падение цен на нефть и газ, являющиеся основными статьями экспорта России и Казахстана. Это ударило и по белорусскому бюджету. В последние годы порядка 30 процентов экспортной выручки Беларуси обеспечивалось за счет переработки российской нефти и продажи нефтепродуктов на Запад. Наши страны вновь оказались в одной лодке.
Нелишним будет вспомнить, что и Европейский союз на первых этапах своего становления пережил кризис, причиной которого тоже стала нефть. Правда, по сравнению с сегодняшними событиями, это был кризис «наоборот»: эмбарго арабских стран на поставки нефти западным государствам привело к тому, что цена черного золота подскочила в 4 раза - с 3 до 12 долларов США за баррель. Это ввергло экономику развивающегося европейского сообщества в кризис. Европа преимущественно импортирует нефть, и от цены на энергоносители зависит себестоимость производимых товаров. К слову, тогда-то и появились первые пессимисты европейской интеграции - предтечи сегодняшних евроскептиков. Они утверждали, что кризис будет проще преодолеть, разделившись. Такие настроения получили распространение и в СССР перед его распадом.
В мире все причудливым образом взаимосвязано. С ростом цен на нефть в 1970-е годы СССР начал все больше полагаться на выручку от продажи топлива, которая приблизилась к отметке 10 процентов от доходов бюджета к 1985 году. Цены на нефть - штука непредсказуемая. В 1986-м последовал обвал на рынке. Затем беспрецедентный взлет цен на нефть в 2000-е позволил нашим странам оправиться от распада СССР и даже частично переломить демографические тенденции сокращения населения.
В моде деловой подход
Возникли и побочные эффекты - снижение стимулов к обновлению промышленного потенциала (феномен «нефтегазовых рантье»). Сейчас начался новый этап - падение цен на топливо расчищает дорогу предпринимательскому подходу и развитию промышленной политики, пестованию высокотехнологичных производств.
Но обновление не произойдет автоматически. Оно будет зависеть от выбора не только ответственных правительственных чиновников, но и личного выбора граждан наших стран. Здесь, кстати, всем нам есть чему поучиться у белорусской модели рачительного хозяйствования и справедливого распределения доходов.
Выбор нас ждет не только личный, но и политический. В сентябре в Беларуси и России практически параллельно пройдут парламентские выборы. В марте будут выбирать парламент в Казахстане. Парламентская «перезагрузка» позволит встряхнуть заскучавших в коридорах власти политиков. Обновление кредита доверия со стороны граждан создаст точку опоры, расширит маневр правительств в реформировании экономики.
На повестке дня в Союзном государстве - импортозамещение, развитие транспорта, поиск новых рынков сбыта, согласование промышленной политики. Дел невпроворот, поэтому устраивать «революции» и «коренные перевороты» некогда. Сегодня в моду входит спокойный деловой подход к работе - без шума, без пыли - на результат. И это - опять же - личный выбор и ответственность каждого. Знаменательные даты этого года в общей судьбе Беларуси и России послужат нам надежным компасом в бурном море происходящих перемен.