Цель – правовая гармония
В Минске состоялось 41-е заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, посвященного гармонизации законодательства для обеспечения реализации союзных договоренностей
Парламентское Собрание прошло большой путь в своем развитии, при этом главное направление его деятельности остается прежним – это выработка правил игры для участников существующей системы правоотношений, построение правового каркаса для двух государств, образующих Союзное государство, а сегодня еще четырех государств – членов ЕАЭС и шести участников ОДКБ.
Важно понимать, какой должна быть форма нормативно-правовых актов (НПА), механизм их принятия, как он устанавливается для субъекта правоотношений, какую часть законодательного массива необходимо унифицировать. Сегодня вопросов больше, чем ответов.
В 1996 году, на этапе существования Сообщества России и Беларуси, Парламентское Собрание получило право разрабатывать и утверждать модельные законы, вносить предложения в органы исполнительной и законодательной власти для принятия тех или иных законодательных актов.
После создания Союза Беларуси и России у Парламентского Собрания появилась возможность принимать НПА, имеющие статус законодательных рекомендаций. Они должны рассматриваться парламентами государств – участников Союза в первоочередном порядке. За Парламентским Собранием сохранилось право внесения законопроектов в Высший Совет Союза и другие полномочные органы государств-участников. За это время было приято 11 таких правовых актов по различным сферам.
Хочу напомнить, что Договор о создании Союзного государства предусматривал создание двухпалатного парламента. Предполагалось, что нижняя палата будет избираться на основе прямых выборов и состоять из 75 депутатов, верхняя – из 36.
Парламенту предоставлялось право принятия актов прямого действия – законов Союзного государства. Подзаконная база должна была вырабатываться государствами, входящими в Союз, путем имплементации норм, модельных законов в действующее законодательство.
Но быстро создать новое государственное образование, не пройдя необходимые исторические периоды, оказалось невозможным. Поэтому сегодня главными определяющими союзного строительства являются упрочнение суверенитета и самостоятельности России и Беларуси, расширение интеграции и укрепление Союза. Именно это обеспечивает увеличение товарооборота, дает возможность объединить усилия для обороны и противодействия вызовам и угрозам глобального мира и внутренним угрозам.
Иногда слышишь: если парламент Союзного государства пока не создан, принятие Конституционного акта тоже не стоит в первоочередной повестке – то какие в таком случае у него полномочия для принятия нормативно-правовых актов?
Договор о Союзном государстве дает ответ и на этот вопрос. Если парламента нет, его функции, как я уже говорила, в полном объеме выполняет Парламентское Собрание. Но если речь идет о принятии законов и основ, то это противоречит конституциям наших стран, в которых не предусмотрены наднациональные органы в сфере политики и обязательные для исполнения законы, за исключением международных актов.
Несмотря на то что у нас есть Договор о создании Союзного государства от 1999 года, практика показала, что основные нормы по формам правовых актов не реализуются. Значит, наша задача – понять и выработать механизм правового регулирования деятельности Союзного государства как в целом, так и по отдельным направлениям его функционирования. Первым законом, принятым в форме декрета (что тоже предусматривается договором), был Декрет «О порядке формирования и реализации бюджета Союзного государства». Этот нормативный акт определяет формирование и реализацию бюджета, фиксирует понятие и регламентирует компетенции Счетной палаты Союзного государства, определяет механизмы проверки эффективности и целевого использования союзного кошелька. Это очень важный документ, который и должен стать моделью для выработки видов НПА. Нам, видимо, необходимо скорректировать договор в части форм нормативно-правовых актов, порядка их принятия и механизма реализации.
При этом важно сохранить институт рекомендательных актов и выработать механизмы их реализации. Сегодня в регламентах национальных парламентов не предусмотрена экспертиза проектов законодательных актов на соответствие законам, декретам и основам Союзного государства.
Поэтому, на мой взгляд, в регламенте Госдумы важно закрепить норму, обязывающую проводить правовую экспертизу на соответствие законопроектов не только международным правовым актам, но и правовым актам интеграционных систем, созданных и работающих на постсоветском пространстве – Союзного государства, ЕАЭС и ОДКБ.
Правовые акты рекомендательного характера, как правило, направлены на то, чтобы гармонизировать, унифицировать законодательство двух стран, но это возможно, когда экспертное сообщество будет иметь достаточные финансовые, материальные средства и условия для проведения огромной работы сравнительного анализа двух правовых систем. Нам же нужно организовать и упорядочить эту деятельность.