САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Цель – правовая гармония

В Минске состоялось 41-е заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, посвященного гармонизации законодательства  для обеспечения  реализации союзных договоренностей

Эта тема – одна из важнейших  для развития интеграционных  процессов на постсоветском пространстве, считает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союзного государства по законодательству и регламенту, доктор юридических и философских наук, генерал-майор полиции Татьяна Москалькова.
      
Парламентское Собрание прошло большой путь в своем развитии, при этом главное направление его деятельности остается прежним – это выработка правил игры для участников существующей системы правоотношений, построение правового каркаса для двух государств, образующих Союзное государство, а сегодня еще четырех государств – членов ЕАЭС и шести участников ОДКБ.

Важно понимать, какой должна быть форма нормативно-правовых актов (НПА), механизм их принятия, как он устанавливается для субъекта правоотношений, какую часть законодательного массива необходимо унифицировать. Сегодня вопросов больше, чем ответов.

В 1996 году, на этапе существования Сообщества России и Беларуси, Парламентское Собрание получило право разрабатывать и утверждать модельные законы, вносить предложения в органы исполнительной и законодательной власти для принятия тех или иных законодательных актов.

После создания Союза Беларуси и России у Парламентского Собрания появилась  возможность принимать НПА, имеющие статус законодательных рекомендаций. Они должны рассматриваться парламентами государств – участников Союза в первоочередном порядке. За Парламентским Собранием сохранилось право внесения законопроектов в Высший Совет Союза и другие полномочные органы государств-участников. За это время было приято 11 таких правовых актов по различным сферам.

Хочу напомнить, что Договор о создании Союзного государства предусматривал создание двухпалатного парламента. Предполагалось, что нижняя палата будет избираться на основе прямых выборов и состоять из 75 депутатов, верхняя – из 36.

Парламенту предоставлялось право принятия актов прямого действия – законов Союзного государства. Подзаконная база должна была вырабатываться государствами, входящими в Союз, путем имплементации норм, модельных законов в действующее законодательство.

Но быстро создать новое государственное образование, не пройдя необходимые  исторические периоды, оказалось невозможным. Поэтому сегодня главными определяющими союзного строительства являются упрочнение суверенитета и самостоятельности России и Беларуси, расширение интеграции и укрепление Союза. Именно это обеспечивает увеличение товарооборота, дает возможность объединить  усилия для обороны и противодействия вызовам и угрозам глобального мира и внутренним угрозам.

Иногда слышишь: если парламент Союзного государства пока не создан, принятие  Конституционного акта тоже не стоит в первоочередной повестке – то какие в таком случае у него  полномочия для принятия нормативно-правовых актов?

Договор о Союзном государстве дает ответ и на этот вопрос. Если парламента нет, его функции, как я уже говорила, в полном объеме выполняет Парламентское Собрание. Но если речь идет о принятии законов и основ, то это противоречит конституциям наших стран, в которых не предусмотрены наднациональные органы в сфере политики и обязательные для исполнения законы, за исключением международных актов.

Несмотря на то что у нас есть Договор о создании Союзного государства от 1999 года, практика  показала, что основные нормы по формам правовых актов не реализуются. Значит, наша задача – понять и выработать механизм правового регулирования деятельности Союзного государства как в целом, так и по отдельным направлениям его функционирования. Первым законом, принятым в форме декрета (что тоже предусматривается договором), был Декрет «О порядке формирования и реализации бюджета Союзного государства». Этот нормативный акт определяет формирование и реализацию бюджета, фиксирует понятие и регламентирует компетенции Счетной палаты Союзного государства, определяет механизмы проверки эффективности и целевого использования союзного кошелька. Это очень важный документ, который и должен стать моделью для выработки видов НПА. Нам, видимо, необходимо скорректировать договор в части форм нормативно-правовых актов, порядка их принятия и механизма реализации.

При этом важно сохранить институт рекомендательных актов и выработать механизмы их реализации. Сегодня в регламентах национальных парламентов не предусмотрена экспертиза проектов законодательных актов на соответствие законам, декретам и основам Союзного государства.

Поэтому, на мой взгляд, в регламенте Госдумы важно закрепить норму, обязывающую проводить правовую экспертизу на соответствие законопроектов не только международным правовым актам, но и правовым актам интеграционных систем, созданных и работающих на постсоветском пространстве – Союзного государства, ЕАЭС и ОДКБ.

Правовые акты рекомендательного характера, как правило, направлены на то, чтобы гармонизировать, унифицировать законодательство двух стран, но это возможно, когда экспертное сообщество будет иметь достаточные финансовые, материальные средства и условия для проведения огромной работы сравнительного анализа двух правовых систем. Нам же нужно организовать и упорядочить эту деятельность.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава СК поручил возбудить дело после обращения участника СВО из Ставрополя
  2. Четверть миллиона украинцев приехали в Беларусь с февраля 2022 года
  3. Все заложники освобождены в ходе штурма ИК-19 под Волгоградом
  4. Жозеп Боррель признал, что ЕС является частью конфликта на Украине
  5. Появились фото и имена предполагаемых захватчиков колонии в Суровикине
  6. Польские силовики избили и вытеснили на границу с Беларусью пятерых беженцев
  7. Путин заявил, что глава ФСИН доложил ему о ситуации в волгоградской колонии №19
  8. Представитель Ватикана Анте Йозич рассказал, что Папа Римский часто интересовался, как дела у Александра Лукашенко
  9. ВСУ взяли ответственность за атаку на паром в порту Кавказ на Кубани
  10. Заключенные колонии №19 в Волгоградской области захватили заложников
  11. Сергей Митин рассказал об инициативе по возрождению лекарственного растениеводства
  12. Александр Лукашенко на встрече с Апостольским нунцием: Европе нужен новый мир
  13. Владимир Джабаров: Запад не оставляет попыток открыть против России «второй фронт» на Кавказе
  14. Пашинян и Путин договорились о встрече для обсуждения двусторонней повестки
  15. Наталья Кочанова: Образование - основа социальной политики нашего государства

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Сегодня наши воины, как и 81 год назад, мужественно сражаются с укронацистской нечистью на Курской земле

Ежегодно 23 августа отмечается День воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве

Политика

Владимир Путин – об отношениях с Азербайджаном: Говорим на одном языке

Сотрудничество России и Азербайджана развивается успешно, у двух стран много направлений для совместной работы. Также Москва готова помочь Баку и Еревану в заключении мирного договора. Об этом заявил Владимир Путин на переговорах с Ильхамом Алиевым.

МНЕНИЯ

Удар в спину

Анатолий Заусайлов

Британия и Франция угрожали напасть на СССР еще в 1940-м году

В годовщину Курской битвы уничтожены сотни нацистов

Михаил Васильев

У вторгшихся на территорию России «укров» нулевые шансы на победу, а шансы на спасение тают с каждым днем

Тех, кто действует по лекалам Третьего Рейха, ждет та же участь, что и фашистов в годы Великой Отечественной войны

Вячеслав Володин

81 год назад советские войска разгромили немецко-фашистских захватчиков в Курской битве

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также