САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Цель – правовая гармония

В Минске состоялось 41-е заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, посвященного гармонизации законодательства  для обеспечения  реализации союзных договоренностей

Эта тема – одна из важнейших  для развития интеграционных  процессов на постсоветском пространстве, считает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союзного государства по законодательству и регламенту, доктор юридических и философских наук, генерал-майор полиции Татьяна Москалькова.
      
Парламентское Собрание прошло большой путь в своем развитии, при этом главное направление его деятельности остается прежним – это выработка правил игры для участников существующей системы правоотношений, построение правового каркаса для двух государств, образующих Союзное государство, а сегодня еще четырех государств – членов ЕАЭС и шести участников ОДКБ.

Важно понимать, какой должна быть форма нормативно-правовых актов (НПА), механизм их принятия, как он устанавливается для субъекта правоотношений, какую часть законодательного массива необходимо унифицировать. Сегодня вопросов больше, чем ответов.

В 1996 году, на этапе существования Сообщества России и Беларуси, Парламентское Собрание получило право разрабатывать и утверждать модельные законы, вносить предложения в органы исполнительной и законодательной власти для принятия тех или иных законодательных актов.

После создания Союза Беларуси и России у Парламентского Собрания появилась  возможность принимать НПА, имеющие статус законодательных рекомендаций. Они должны рассматриваться парламентами государств – участников Союза в первоочередном порядке. За Парламентским Собранием сохранилось право внесения законопроектов в Высший Совет Союза и другие полномочные органы государств-участников. За это время было приято 11 таких правовых актов по различным сферам.

Хочу напомнить, что Договор о создании Союзного государства предусматривал создание двухпалатного парламента. Предполагалось, что нижняя палата будет избираться на основе прямых выборов и состоять из 75 депутатов, верхняя – из 36.

Парламенту предоставлялось право принятия актов прямого действия – законов Союзного государства. Подзаконная база должна была вырабатываться государствами, входящими в Союз, путем имплементации норм, модельных законов в действующее законодательство.

Но быстро создать новое государственное образование, не пройдя необходимые  исторические периоды, оказалось невозможным. Поэтому сегодня главными определяющими союзного строительства являются упрочнение суверенитета и самостоятельности России и Беларуси, расширение интеграции и укрепление Союза. Именно это обеспечивает увеличение товарооборота, дает возможность объединить  усилия для обороны и противодействия вызовам и угрозам глобального мира и внутренним угрозам.

Иногда слышишь: если парламент Союзного государства пока не создан, принятие  Конституционного акта тоже не стоит в первоочередной повестке – то какие в таком случае у него  полномочия для принятия нормативно-правовых актов?

Договор о Союзном государстве дает ответ и на этот вопрос. Если парламента нет, его функции, как я уже говорила, в полном объеме выполняет Парламентское Собрание. Но если речь идет о принятии законов и основ, то это противоречит конституциям наших стран, в которых не предусмотрены наднациональные органы в сфере политики и обязательные для исполнения законы, за исключением международных актов.

Несмотря на то что у нас есть Договор о создании Союзного государства от 1999 года, практика  показала, что основные нормы по формам правовых актов не реализуются. Значит, наша задача – понять и выработать механизм правового регулирования деятельности Союзного государства как в целом, так и по отдельным направлениям его функционирования. Первым законом, принятым в форме декрета (что тоже предусматривается договором), был Декрет «О порядке формирования и реализации бюджета Союзного государства». Этот нормативный акт определяет формирование и реализацию бюджета, фиксирует понятие и регламентирует компетенции Счетной палаты Союзного государства, определяет механизмы проверки эффективности и целевого использования союзного кошелька. Это очень важный документ, который и должен стать моделью для выработки видов НПА. Нам, видимо, необходимо скорректировать договор в части форм нормативно-правовых актов, порядка их принятия и механизма реализации.

При этом важно сохранить институт рекомендательных актов и выработать механизмы их реализации. Сегодня в регламентах национальных парламентов не предусмотрена экспертиза проектов законодательных актов на соответствие законам, декретам и основам Союзного государства.

Поэтому, на мой взгляд, в регламенте Госдумы важно закрепить норму, обязывающую проводить правовую экспертизу на соответствие законопроектов не только международным правовым актам, но и правовым актам интеграционных систем, созданных и работающих на постсоветском пространстве – Союзного государства, ЕАЭС и ОДКБ.

Правовые акты рекомендательного характера, как правило, направлены на то, чтобы гармонизировать, унифицировать законодательство двух стран, но это возможно, когда экспертное сообщество будет иметь достаточные финансовые, материальные средства и условия для проведения огромной работы сравнительного анализа двух правовых систем. Нам же нужно организовать и упорядочить эту деятельность.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Беларусь направила обращение председателю Совбеза ООН из-за инцидента с украинскими БПЛА
  2. Лукашенко изменил условия реализации населению деловой древесины
  3. Законопроект о запрете вейпов инициировали члены верхней палаты парламента Беларуси
  4. Германова: Отработала заявки от курян в пунктах временного размещения
  5. Певица Долина продала мошенникам свою квартиру в центре Москвы
  6. ООН призывает РФ дать доступ ее сотрудникам в Курскую область
  7. ВСУ атаковали автобус в Лисичанске
  8. Путин: С большой болью и тревогой наблюдаем за той гуманитарной катастрофой, которая развернулась в Палестине
  9. ФСВТС рассказала о создании РФ и Белоруссией совместных производств в сфере ОПК
  10. СВР: Украина становится «черной дырой» Европы, пока США ищут замену Зеленскому
  11. Максим Шевченко: Суджа — это война против транзитных путей газа из России в Европу
  12. Слуцкий: МАГАТЭ снова не хватило воли признать украинский режим новой ядерной угрозой
  13. Джабаров: Складывается ощущение, что в ФРГ забыли все уроки как Первой, так и Второй мировых войн
  14. Подразделения ракетных войск и артиллерии ВС Беларуси проведут стрельбы на полигоне в РФ
  15. Володин: Вчера на расширенном Совете Государственной Думы рассмотрели вопросы организации детского отдыха

Парламентское Собрание

На средства бюджета Союзного государства лечат ветеранов войны и боевых действий

Задействованы три белорусских и два российских санатория.

Политика

Владимир Путин - о нападении ВСУ на Курскую область: Противник, безусловно, получит достойный ответ

Киевский режим, напав на мирное население и создавая угрозы на ядерных объектах, уничтожает возможность переговоров.

МНЕНИЯ

Не пора ли провести ревизию творческих званий?

Олег Зинченко

Заслуги должны оцениваться по поступкам

МАГАТЭ снова не хватило воли признать украинский режим новой ядерной угрозой

Леонид Слуцкий

Её глава Гросс ограничивается безадресными призывами, которые украинская хунта демонстративно игнорирует.

Ядерный шантаж

Анатолий Заусайлов

Украина, похоже, не против ввергнуть мир в хаос.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также