САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Цель – правовая гармония

В Минске состоялось 41-е заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, посвященного гармонизации законодательства  для обеспечения  реализации союзных договоренностей

Эта тема – одна из важнейших  для развития интеграционных  процессов на постсоветском пространстве, считает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союзного государства по законодательству и регламенту, доктор юридических и философских наук, генерал-майор полиции Татьяна Москалькова.
      
Парламентское Собрание прошло большой путь в своем развитии, при этом главное направление его деятельности остается прежним – это выработка правил игры для участников существующей системы правоотношений, построение правового каркаса для двух государств, образующих Союзное государство, а сегодня еще четырех государств – членов ЕАЭС и шести участников ОДКБ.

Важно понимать, какой должна быть форма нормативно-правовых актов (НПА), механизм их принятия, как он устанавливается для субъекта правоотношений, какую часть законодательного массива необходимо унифицировать. Сегодня вопросов больше, чем ответов.

В 1996 году, на этапе существования Сообщества России и Беларуси, Парламентское Собрание получило право разрабатывать и утверждать модельные законы, вносить предложения в органы исполнительной и законодательной власти для принятия тех или иных законодательных актов.

После создания Союза Беларуси и России у Парламентского Собрания появилась  возможность принимать НПА, имеющие статус законодательных рекомендаций. Они должны рассматриваться парламентами государств – участников Союза в первоочередном порядке. За Парламентским Собранием сохранилось право внесения законопроектов в Высший Совет Союза и другие полномочные органы государств-участников. За это время было приято 11 таких правовых актов по различным сферам.

Хочу напомнить, что Договор о создании Союзного государства предусматривал создание двухпалатного парламента. Предполагалось, что нижняя палата будет избираться на основе прямых выборов и состоять из 75 депутатов, верхняя – из 36.

Парламенту предоставлялось право принятия актов прямого действия – законов Союзного государства. Подзаконная база должна была вырабатываться государствами, входящими в Союз, путем имплементации норм, модельных законов в действующее законодательство.

Но быстро создать новое государственное образование, не пройдя необходимые  исторические периоды, оказалось невозможным. Поэтому сегодня главными определяющими союзного строительства являются упрочнение суверенитета и самостоятельности России и Беларуси, расширение интеграции и укрепление Союза. Именно это обеспечивает увеличение товарооборота, дает возможность объединить  усилия для обороны и противодействия вызовам и угрозам глобального мира и внутренним угрозам.

Иногда слышишь: если парламент Союзного государства пока не создан, принятие  Конституционного акта тоже не стоит в первоочередной повестке – то какие в таком случае у него  полномочия для принятия нормативно-правовых актов?

Договор о Союзном государстве дает ответ и на этот вопрос. Если парламента нет, его функции, как я уже говорила, в полном объеме выполняет Парламентское Собрание. Но если речь идет о принятии законов и основ, то это противоречит конституциям наших стран, в которых не предусмотрены наднациональные органы в сфере политики и обязательные для исполнения законы, за исключением международных актов.

Несмотря на то что у нас есть Договор о создании Союзного государства от 1999 года, практика  показала, что основные нормы по формам правовых актов не реализуются. Значит, наша задача – понять и выработать механизм правового регулирования деятельности Союзного государства как в целом, так и по отдельным направлениям его функционирования. Первым законом, принятым в форме декрета (что тоже предусматривается договором), был Декрет «О порядке формирования и реализации бюджета Союзного государства». Этот нормативный акт определяет формирование и реализацию бюджета, фиксирует понятие и регламентирует компетенции Счетной палаты Союзного государства, определяет механизмы проверки эффективности и целевого использования союзного кошелька. Это очень важный документ, который и должен стать моделью для выработки видов НПА. Нам, видимо, необходимо скорректировать договор в части форм нормативно-правовых актов, порядка их принятия и механизма реализации.

При этом важно сохранить институт рекомендательных актов и выработать механизмы их реализации. Сегодня в регламентах национальных парламентов не предусмотрена экспертиза проектов законодательных актов на соответствие законам, декретам и основам Союзного государства.

Поэтому, на мой взгляд, в регламенте Госдумы важно закрепить норму, обязывающую проводить правовую экспертизу на соответствие законопроектов не только международным правовым актам, но и правовым актам интеграционных систем, созданных и работающих на постсоветском пространстве – Союзного государства, ЕАЭС и ОДКБ.

Правовые акты рекомендательного характера, как правило, направлены на то, чтобы гармонизировать, унифицировать законодательство двух стран, но это возможно, когда экспертное сообщество будет иметь достаточные финансовые, материальные средства и условия для проведения огромной работы сравнительного анализа двух правовых систем. Нам же нужно организовать и упорядочить эту деятельность.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин: БАМ сыграл огромную роль в освоении Сибири
  2. Столтенберг: В НАТО нет никаких планов по размещению ядерных сил в Польше
  3. Путин провел встречу с новым председателем Верховного суда Подносовой
  4. Германова: на цифровую платформу интегрированы данные словарей русского языка
  5. Латвия с 2026 года запретит выбор русского в качестве второго иностранного в школах
  6. Школы и колледжи обяжут ввести курс по управлению БПЛА с сентября
  7. МО РФ впервые сообщило об уничтожении ЗРК MIM-23 HAWK в зоне СВО
  8. На МЦК этим летом могут появиться первые беспилотные поезда
  9. Матч легенд сборных Беларуси и России по футболу пройдет в Минске в июле
  10. Аэропорт Пулково включил Минск в топ направлений на майские
  11. Депутаты в Крыму забыли выключить микрофон
  12. СМИ: Коктейль Молотова кинули в здание военкомата в Ставрополе
  13. В МИД Беларуси заявили о беспокойстве из-за соседства с Игналинской АЭС
  14. Вячеслав Володин обсудил с главой фонда «Защитники Отечества» вопросы законодательного обеспечения поддержки участников СВО
  15. В ЕС одобрят одни из самых жестких санкций против Китая

Парламентское Собрание

Джабаров напомнил Шольцу об истории Германии после слов о Канте

Ранее канцлер Германии возмутился, что Путин часто цитирует немецкого философа

Политика

В Грузии бушуют страсти - решают, как бы стране не пропасть

За непослушание - протесты и беспорядки

МНЕНИЯ

Необходимо уничтожить все спутники Starlink

Олег Зинченко

Очевидно, что Украина использует систему не для просмотра сериалов, как декларировалось ранее, а для управления ударными дронами при атаках на мирные города в глубине России

В искусстве нет политики

Сергей Андреев

На фоне истерии Запада в Японии стартовал традиционный Фестиваль российской культуры

Деньги на ветер

Анатолий Заусайлов

Палата представителей Конгресса США одобрила предоставление военной помощи Украине на 61 млрд. долларов – после многомесячных препирательств между республиканцами-трампистами и демократами.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также