– Брянская область тесно связана с братьями-славянами – и украинцами, и белорусами. Вы часто встречаетесь со своими избирателями, что сегодня говорит народ о славянской дружбе? Не разочаровались в этом в связи с украинскими событиями?
– Брянская область граничит и с Украиной, и с Беларусью. Есть у нас в Климовском районе стык трех государств, там стоит стела «Три сестры» (монумент Дружбы). Недалеко отсюда ежегодно в конце июня проводится Международный фестиваль дружбы славянских народов «Славянское единство», куда приезжает около 100 тысяч человек. К сожалению, прошлым летом этот фестиваль проходил без участия Украины. В целях безопасности пришлось провести мероприятие не на стыке трех государств, как раньше, а чуть дальше от границы, в поселке Климово.
У нас народ остер на язык, люди шутили: «Было три сестры, одна сестра замуж за иностранца вышла!» Как мне кажется, люди с сожалением смотрят на то, что происходит на Украине, есть осознание того, что не украинский народ это все придумал, не его это инициатива.
– Украинцы на фестиваль по собственной инициативе не приехали? Или вы их не звали? Может быть, такая дружба на уровне жителей пограничных регионов, простых человеческих связей – это и есть шанс сохранить отношения вне политики? Фестиваль мог бы стать хорошей площадкой.
– Украинцам участвовать в фестивале стало невозможно технически. Установлены пограничные кордоны, переходы. Ранее руководства Черниговской, Брянской и Гомельской областей были организаторами фестиваля, выходили на связь друг с другом, планировали мероприятия, кто за что отвечает, делили сферы ответственности. В прошлом году руководство Черниговской области просто перестало выходить на связь. Город Чернигов – побратим города Брянска, у простых людей и чиновников годами складывались добрые, соседские отношения. Мне кажется, что причина отказа украинской стороны от участия – страх за свое будущее, может быть, за своих родственников: там сейчас опасно высказываться за дружбу с Россией.
– Есть ли у нас повод опасаться, что подобный разлад отношений может когда-нибудь случиться между россиянами и белорусами?
– Не дай бог! Между Россией и Беларусью маловероятна такая ситуация, поскольку и система образования, и ценности, и культура у нас практически едины. Я не вижу разницы между россиянами и белорусами. Я приезжаю в Минск, Могилев, Гомель и там себя чувствую комфортно, как дома. Учитывая позицию, которую занимает Президент Беларуси Александр Лукашенко, я не думаю, что такая ситуация может повториться между нашими странами.
– А как вы оцениваете роль президента Лукашенко в урегулировании конфликта на Украине?
– Очень символично, что именно на территории Беларуси происходят переговоры по налаживанию мирных отношений. У Александра Григорьевича Лукашенко большая роль в миротворческом процессе, он искренне и самоотверженно пытается уладить конфликтную ситуацию. Он организовал площадку для диалога, помог противоборствующим сторонам сесть за стол переговоров. Дай бог, чтобы те договоренности, которые были достигнуты в Минске, выполнялись.
– Все чаще встает вопрос: сможем ли мы прокормить себя? И речь идет не только о количестве сельскохозяйственной продукции, но и о ее качестве и даже безопасности. Как Россия и Беларусь решают эту проблему?
– Продовольственная безопасность – одна из самых актуальных тем сегодня, особенно в свете санкций, которые применяются в отношении РФ. Аграрная Беларусь может стать партнером, на которого можно опереться в трудные времена. Товарооборот между нашими странами за последнее время достиг почти $40 миллиардов. Это значимый показатель. У нас достаточно тесные интеграционные связи. Эта цифра является показателем этих отношений и связей. Поэтому я думаю, что вместе мы сможем преодолеть те сложности, которые нам пытаются создать наши «партнеры».
Я с детства часто бывал в Беларуси, я родился на границе – в Красногорском районе Брянской области, два моих старших брата окончили высшие учебные заведения в Беларуси. Много родственников, друзей там живет, я там часто бываю до сих пор. Вижу, как там относятся к сельскому хозяйству, труженикам села. И сам белорусский президент – выходец из села: от сохи пришел к руководству страной. Поэтому знает проблемы не понаслышке. Тот опыт, те передовые технологии, которые используются сейчас на территории Беларуси, стоит перенимать, применять на территории России. Есть чему поучиться у белорусов.
– Молодежь из села уезжает, деревни пустеют и ветшают. Кто будет в будущем нас кормить?
– Сейчас, с развитием техники необходимости в трудозатратах, которые были 20-25 лет назад, уже нет. То, что 100 человек обрабатывали тогда, сейчас, при наличии современной техники могут обработать 10-15 человек. Поэтому и существует отток людей села. Это не очень приятная тенденция, кажется, что село медленно и мучительно умирает. Я приезжаю в свою деревню и действительно больно смотреть, когда поля зарастают и молодежи нет. Если кто-то окончил школу, уехал учиться на большую землю, то это 95% вероятности того, что обратной дороги в село уже не будет. Это нормальный процесс, процесс урбанизации, когда население уезжает в города. Но рано или поздно, я уверен, наступит момент, когда в процессе взросления страны или общества на селе жить станет не хуже, чем в городе. У работников сельского хозяйства будет понимание: не только менеджеру в большом городе можно получить достойную зарплату, обеспечить себя и прокормить семью, но и на селе, работая трактористом или механизатором. Я думаю, что в этом случае молодежь пересмотрит свои взгляды на село, сельское хозяйство станет престижной сферой занятости.
Предпосылки к этому есть. Сейчас идет тенденция к тому, что в село приходят крупные предприятия, агрохолдинги, которые привносят в сферу сельского хозяйства новые технологии и новую технику.
– Летом вы участвовали в первом форуме регионов России и Беларуси. Чем вызвана такая встреча промышленников и аграриев? Что дают экономикам наших стран прямые контакты регионов?
– Любые вопросы легче решать напрямую между регионами, нежели пытаться курировать отношения через верха, через правительства – это очень длинный путь. На форуме регионов в прошлом году мы видели, как регионы общаются между собой, как они налаживают параллельные, горизонтальные связи. Так поддерживаются тесные и доверительные отношения. В Совете Федерации я представляю Брянскую область. У нашего региона сложились давние, хорошие, близкие отношения с нашими соседями – с Гомельской и Могилевской областями. Многие предприятия работают на территории нашего региона. Недавно была заключена договоренность с белорусским предприятием «Могилевлифтмаш»: сборочное предприятие открылось у нас в Брянской области. С советских времен мы тесно сотрудничаем с белорусскими регионами и в сельском хозяйстве.
– Как вам кажется, Разговоры об особом качестве белорусской продукции – это легенды, реклама или секрет производства?
– Я думаю, что тут нет какого-то особого секрета или рекламы. Белорусские продукты хороши своим качеством потому, что в свое время были сохранены государственные стандарты, по которым производится эта продукция. И колбаса, и сгущенное молоко по всей России пользуются спросом и, чего греха таить, пока что вне конкуренции. Качество на уровне, зачастую лучше, чем у наших местных производителей.