Газовые магистрали ведут на юг
Два события, весьма значимых для дальнейшего развития политической и экономической ситуации в Европе, произошли в начале этой недели
Таким образом, Украина после 2019 года перестанет быть транзитной страной российского газа, а станут таковыми Турция и Греция со всеми вытекающими из этой позиции финансовыми выгодами. Глава «Газпрома» подчеркнул, что газопровод в Турцию, который планируется строить вместо «Южного потока», является единственным маршрутом, по которому могут поставляться 63 млрд куб. метров российского газа, пока идущие транзитом через Украину. И страны Евросоюза должны «прямо сегодня» начать работу по строительству новых газопроводов для поставок голубого топлива из хабов на границе Турции и Греции. «Других вариантов нет. Наши европейские партнеры об этом проинформированы, и теперь их задачей является создание необходимой газотранспортной инфраструктуры от границы Турции и Греции», – сказал глава газового холдинга.
Разумеется, подобная постановка достаточно жестких условий дальнейшего сотрудничества – своеобразный диктат российской стороны. Однако, с точки зрения Алексея Миллера, это лишь ответный шаг. Европейские страны применили к «Газпрому» штрафные санкции, когда компания попыталась воспрепятствовать реверсным поставкам российского газа на Украину. И санкции эти нанесли холдингу существенные финансовые потери. Кроме того, «Газпром» потерял миллиарды на брошенном на полпути «Южном потоке» и впредь действовать в угоду нескольким странам, оказывающим политическое давление, не намерен. Как отметил Алексей Миллер, блокирование строительства «Южного потока» со стороны ЕС имело целью только «сохранение status quo в транзите через Украину». «Никакой другой цели блокирования «Южного потока» на самом деле нет», – сказал он.
Понятно, далеко не всем в Европе пришлась по нраву эта достаточно твердая позиция российской стороны. Там уже давно пытаются найти некие альтернативы практически монопольным поставкам российского газа, опасаясь политического и экономического диктата России. Правда, до сих пор ни одного примера такого диктата на «газовой основе» нет, но существа европейской политики этот факт не меняет. Европейские государственные деятели так часто говорят о зависимости своих стран от поставок российского топлива, что и сами уже во многом искренне в эту зависимость верят и панически пытаются от нее избавиться. Сначала Европа уповала на обещанные США трансокеанские поставки сланцевого газа, но оказалось слишком дорого и доставлять газ через океан, и строить специальные порты по его приему. Потом сланцевые месторождения отыскались на Украине, главным образом в Донбассе, но и там, как известно, ситуация осложнилась и добыча невозможна.
Однако существует еще один вариант, и тоже, как и российский «Турецкий поток», – южный.
В Барселоне прошла неформальная встреча глав МИД ЕС и стран Южного соседства, на которой были представлены 28 стран ЕС, а также Марокко, Алжир, Тунис, Египет, Ливан, Израиль, Палестина и Иордания – государства программы «Южного соседства». Не пригласили Сирию и Ливию – «из-за внутренней политической ситуации в этих странах». Европейские структуры представляли верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини и еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан.
В ходе встречи обсуждались темы борьбы с терроризмом, проблемы иммиграции, развития экономических связей. Однако главной стала тема энергетики. Среди главных лоббистов этой темы – Алжир, занимающий восьмое место в мире по добыче природного газа и четвертое – по его экспорту. «ЕС давно настаивает на создании оперативных и связанных между собой энергосистем и диверсификации поставок энергоресурсов. В этом плане роль Испании огромна – она занимает стратегически важную позицию с точки зрения географии. К тому же на территории Испании находятся семь регазификационных терминалов», – напомнил представитель МИД Испании. То есть речь идет, как видим, о новой стране транзита, что, безусловно, крайне выгодно и перспективно. Тем более что и объемы алжирского газа могут быть значительными – по оценкам европейских экспертов, за счет Алжира возможно компенсировать 40% газа, поставляемого сейчас в Европу из России.
Европейский союз всегда уделял достаточно много внимания программам соседства. Однако до сих пор он отдавал явное предпочтение одной из них – «Восточное партнерство». Встреча в Барселоне убедительно показала, что векторы меняются: «Южное соседство» оказывается в явном фаворе.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини считает, что подобные встречи должны проходить ежегодно. «Нам нужно сотрудничество. Мы все вместе находимся в одном из самых нестабильных регионов мира. У нас нет единственной проблемы или единого института. Поэтому нам просто необходимо работать вместе», – заявила Могерини, призвав все стороны использовать для этого все политические возможности. Глава испанского МИД Хосе Мануэль Гарсия Маргальо заявил, что идеальным форматом мог бы стать форум, то есть регулярные встречи на высшем уровне лидеров стран ЕС и «Южного соседства». В рамках политики соседства на обоих направлениях ЕС в период 2014-2020 годов выделено 15,4 миллиарда евро. В ближайшие месяцы последует серия консультаций. Именно в рамках разработки этой политики и прошла неформальная встреча министров ЕС с южными партнерами.
Сможет ли Европа с помощью американского сланцевого газа и своих южных соседей избавиться от российских поставок – покажет время. Но, если судить по развитию ситуации, произойдет это еще очень не скоро. А пока, очевидно, придется сотрудничать с Россией.