Ты из Полоцка, а я из Костромы
День единения народов Беларуси и России Алексей и Татьяна Шибаковы по праву называют своим семейным праздником. Хотя эта красная дата появилась в календаре значительно позже, чем родилась их семья: их судьбы слились в белорусско-российский союз 27 лет назад
Романтика дальних дорог
Наверное, если ты родился и живешь на такой красивой реке, как Ветлуга, в Шарье, старинном городке Костромской области, обязательно будешь романтиком и любителем рыбной ловли. Среди друзей Леши Шибакова других и не встречалось. Собирались компанией, допоздна под гитару перепевали репертуар «Машины времени», мечтали о больших открытиях. А на утренней зорьке отправлялись на рыбалку. Из профессий в их кругу популярностью пользовались геолог и архитектор: всем грезилась романтика дальних дорог и новых городов...
В 10-м классе школьный организатор неожиданно предложила съездить на экскурсию в Беларусь. Это было действительно неожиданно, ведь от Костромы это почти полторы тысячи километров! Но идея понравилась. На поезде прибыли в Витебск, оттуда местное турбюро организовало поездки в Минск, Хатынь, Полоцк. Особенно впечатлила Хатынь с ее обгоревшими печами-колоколами и грандиозной скульптурой мужчины с мальчиком на руках…
Правда, у друзей были и другие сильные эмоции: им очень понравился современный молодежный город Новополоцк – ни одного старого деревянного дома, широкие улицы, фонтаны и много цветов. Это ли не настоящий город будущего?! И когда во время экскурсии в политехнический институт старшеклассникам рассказали об открытии новой специальности по охране чистоты водных ресурсов, образно назвав ее «водная геология», а затем пригласили поступать, друзья тут же откликнулись: «Приедем!» Стоя на мосту через Западную Двину, которая чем-то напоминала их Ветлугу, все бросили в реку по монетке.
Но так сложилось, что поступил в Новополоцкий политехнический институт только Алексей Шибаков. Его мама до последнего надеялась, что, несмотря на успешно сданные экзамены, вызов на учебу не придет, затеряется при почтовой пересылке и сын не уедет за тысячу километров от родного дома. Потом надеялась, что 17-летний парень затоскует по родной Шарье, друзьям и семье и переведется учиться поближе.
Однако ритм студенческой жизни подхватил и закружил Лешу, скучать ему не пришлось. А на новогоднем вечере он встретил Татьяну.
Она звалась Татьяной
Смешливая кареглазая блондинка была коренной полочанкой. Здесь жили ее деды и прадеды, трудолюбивые крестьяне-землепашцы. Окончив с золотой медалью школу, девушка сразу же поступила на филологический факультет Витебского пединститута. Она обожала русскую литературу, зачитывалась Пушкиным и Толстым, Тургеневым и Чеховым и с самых детских лет мечтала быть учительницей.
«Помню, Леша был очень удивлен, когда узнал, что я не видела Москвы и вообще никуда из Беларуси не выезжала, – рассказывает Татьяна. – Ему это было непонятно: как же так, ведь ты любишь Пушкина и Псковская область совсем недалеко от Полоцка. Однако мы жили вдвоем с мамой, папа рано умер, поэтому пройтись по аллее Анны Керн для меня действительно было только мечтой».
Реальное знакомство с русской культурой для молодой преподавательницы русского языка и литературы случилось позже, благодаря мужу. Музеи и исторические достопримечательности Москвы, Смоленска, Ярославля, Ростова, Костромы, Пскова, Сергиева Посада…
Практически каждый отпуск они приезжали к родителям Алексея в Шарью. Татьяна сразу же полюбила Ветлугу, о которой всегда восхищенно рассказывал муж: эта спокойная и величавая река, неспешно несущая свои воды к Волге, обладает явным магнетизмом. Белые песчаные пляжи располагают к отдыху, а уха, приготовленная на костре, всегда удивительно вкусна и ароматна.
На родине мужа Таня записывала рецепты любимой Лешкиной окрошки и пирогов под диктовку Тамары Борисовны, его мамы, а сама по многочисленным заявкам «принимающей стороны» устраивала «вечера драников». Кстати, картофельные блины все Шибаковы впервые попробовали именно в Татьянином исполнении, поэтому другие варианты им теперь кажутся «не такими». Так что мужчины с готовностью чистили и натирали картошку, только чтобы драники жарила сама Таня.
Так уж получилось, что не только высокая поэзия Пушкина, но и простые и обыденные вещи вроде походов на речку, драников и окрошки стали теми тонкими нитями повседневного притяжения, которые прочно соединили в одно целое две семьи, две культуры, два народа.
Мы эхо друг друга
Алексея Шибакова оставили по распределению работать в Беларуси. Друзья и родня не однажды звали его вернуться на родину, но город Новополоцк нравился, не отпускал: здесь он пустил корни. Родился сын, построили дом, на даче посадили и вырастили целый яблоневый сад. Сбылась даже, казалось бы, не очень серьезная мечта Алексея: чтобы дом стоял на берегу Двины и с балкона можно было бы любоваться рекой, так напоминающей ему Ветлугу…
Профессия «водного геолога» также стала для него реальным делом – организовал небольшое предприятие «Спецремстрой» по эффективной водоподготовке и водоочистке.
Татьяна Шибакова в Новополоцке тоже не последний человек: более 30 лет она проработала в системе образования, из них 10 лет завучем и 12 – директором школы.
– Часто бывая в гостях у россиян, я поняла, как важно знать свою историю, культуру и традиции, – рассказывает Татьяна Шибакова. – Ведь при каждом новом знакомстве с родственниками или друзьями мужа меня начинали заинтересованно расспрашивать о моей стране, белорусской кухне, праздниках. Так, например, в Шарье не было традиции Купалья. Но когда мы с Лешей рассказали, как это празднуется у нас, друзьям очень понравились наши обряды. Они с радостью прыгали через костер, плели венки и пускали их по Ветлуге.
Новополоцкая СШ № 5, где Татьяна Шибакова долгие годы была директором, активно включилась в социально-педагогическую инновацию «Этношкола». Консультантом выступал известный белорусский этнограф и писатель, ректор Института культуры Беларуси Иван Иванович Крук. На территории школы расположен единственный в городе деревянный дом-музей «Хата ў жыцці беларуса». Татьяна сделала все, чтобы музей был живым: здесь постоянно проходят уроки по истории, белорусской литературе, внеклассные мероприятия. В дни календарных обрядовых праздников выступают фольклорные коллективы, которые разворачивают перед зрителями сценарии различных народных обрядов.
Проект «Этношкола» помог созданию в 2006 году школьного ансамбля белорусской песни и музыки «Сузорье». После его побед в республиканских и областных конкурсах самодеятельных коллективов в 2010 году «Сузорью» присвоили звание народного. Сегодня школьный этноколлектив – главный исполнитель белорусских народных обрядов на всех городских праздниках и фестивалях.
– Всегда по-доброму завидовал, с каким уважением и вниманием относятся в Беларуси к памяти погибших в Великой Отечественной войне, как торжественно празднуют День Победы, – рассказывает Алексей Шибаков. – А у меня дед погиб в 1944-м, и мы даже не знали, где он захоронен. В документах, которые хранятся в семейном архиве, написано, что под Старой Руссой.
Однажды в канун 9 Мая, слушая воспоминания фронтовиков, он решил найти могилу деда. «Я тогда решил, что мы с сыном-подростком во время летних каникул обязательно отправимся на поиски», – рассказывает Алексей.
Алексей и Сергей Шибаковы действительно поехали в Новгородскую область и отыскали братскую могилу, где лежит кадровый офицер-танкист, а позже командир партизанской бригады Борис Александрович Шатров. Положили цветы и низко поклонились.
Счастливый месяц апрель
Это удивительное стечение обстоятельств, но именно апрель – самый счастливый месяц для семьи Шибаковых.
Впервые в Беларусь на экскурсию Алексей и его одноклассники приехали на весенних каникулах, в начале апреля. Тридцать лет назад Алексей подарил Татьяне обручальное колечко, и это тоже был звенящий капелью апрель. Любимый сын Сергей родился 7 апреля. И в солнечном апреле три года назад семья весело отпраздновала его свадьбу. Сегодня в семье Шибаковых двое прекрасных внуков: двухлетний Артемка и четырехмесячная Мария.
«Друзья то и дело шутят: «Берегите свой союз, Шибаковы, от вас зависит и будущее другого союза», – смеется Татьяна. – Конечно, мы свою семью и свои традиции бережем».
Елена ТЕРЕНТЬЕВА,
фото из архива семьи Шибаковых