Президент России Владимир Путин, Украины – Петр Порошенко, Франции – Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель после напряженной, эмоциональной дискуссии смогли прийти к общему знаменателю и принять решения, которые вполне могут стать основой для политического урегулирования украинского кризиса. На этом пути, очевидно, предстоит еще преодолеть немало препятствий и провести не одну бессонную ночь.
Стоит отметить, что с первых часов перемирия украинские военные и ополченцы самопровозглашенных республик обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня. Конечно, наивно было рассчитывать, что с окончанием переговоров в Минске на Украине тут же воцарятся мир и спокойствие. Слишком много интересов и противоречий сплелись в единый клубок, и распутать его в одночасье просто невозможно.
Минскую встречу еще до ее начала многие политики и эксперты называли последним шансом для мирного разрешения конфликта на востоке Украины. К такой оценке, безусловно, подтолкнули и планы Вашингтона по поставкам оружия украинской армии. Сценарий категорически не устраивал не только Россию, но и Германию с Францией. Отсюда и внезапные визиты Франсуа Олланда и Ангелы Меркель сначала в Киев, потом в Москву. Встреча «нормандской четверки» оказалась неизбежной.
Александр Лукашенко не раз предлагал использовать Минск в качестве удобной переговорной площадки по Украине. Именно в Минске были подписаны сентябрьские соглашения трехсторонней контактной группы (представители России, Украины, ОБСЕ, а также ДНР и ЛНР) по прекращению огня. И пусть они действовали недолго, но все увидели, что, несмотря на все разногласия, можно все-таки договориться. И в отличие от того же Милана или Женевы Минск действительно стал более результативной площадкой для поиска компромиссов.
Комплекс мер по выполнению минских соглашений – так называется ключевой документ, который приняли лидеры России, Украины, Германии и Франции по итогам прошедшей встречи. Он состоит из 13 пунктов, первый из которых – полное прекращение огня. Следующий шаг – отвод тяжелого вооружения обеими конфликтующими сторонами и создание буферной зоны шириной не менее 50 километров. Для ракетных систем «Ураган», «Смерч», «Точка» – минимум 140 километров. Важная деталь: украинские войска отходят от фактической линии противостояния, а вооруженные формирования ДНР и ЛНР – от той линии, которая обозначена в Минском меморандуме от 19 сентября прошлого года. Мониторить этот процесс с помощью беспилотников, спутников и радаров будет ОБСЕ. Стороны также договорились обменять заложников по принципу «всех на всех», отказаться от преследования и наказания лиц в связи с событиями на Донбассе, вывести все иностранные вооруженные формирования и наемников с территории Украины.
До конца года украинское правительство должно провести и конституционную реформу, подразумевающую децентрализацию госуправления и особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
Именно конституционную реформу и проведение местных выборов эксперты называют самыми сложными для выполнения пунктами соглашения. В Верховной раде, правительстве и вооруженных силах страны имеется немало националистически настроенных «ястребов», представителей так называемой «партии войны», которые всячески будут препятствовать мирному процессу и могут поставить под угрозу минские договоренности. Нельзя сбрасывать со счетов и добровольческие батальоны, которые регулярно отказывались подчиняться воле высшего командования и не всегда признавали Порошенко своим верховным главнокомандующим.
Да и среди ополченцев есть неуправляемые силы, действия которых могут не контролироваться руководством ДНР и ЛНР. Учитывая огромное количество оружия и военной техники в зоне конфликта, достаточно малейшей провокации, чтобы в любой момент война вспыхнула с новой силой.
Поэтому переговорный процесс, в том числе с участием лидеров России, Украины, Франции и Германии, обязательно должен быть продолжен. Необходимо закрепить достигнутые в Минске соглашения, продумать гарантии и механизмы их исполнения, согласовать каждый пункт с учетом возможного изменения ситуации. К примеру, прописанная в документе децентрализация страны – крайне размытый термин, и вокруг него наверняка предстоят нешуточные баталии. Если, скажем, одни эксперты видят в основе конституционной реформы федерализацию Украины, то другие говорят всего лишь о передаче незначительных полномочий от центра к регионам. Удастся ли Киеву и Донбассу прийти к согласию по данному вопросу? Судя по всему, для поиска точек соприкосновения не обойтись без прямых переговоров центральной власти с представителями Донецка и Луганска. Только в таком формате возможно выработать взаимное видение будущего политического и конституционного устройства Украины.
Бессмысленно сейчас говорить о том, кто выиграл или проиграл от минского саммита. В выигрыше все. Европейские политики заработали политические очки на ниве миротворчества. Кстати, в Германии уже прозвучали предложения выдвинуть Ангелу Меркель на Нобелевскую премию мира. Владимир Путин и Петр Порошенко продемонстрировали готовность идти на компромиссы. А Беларусь еще раз подтвердила последовательность своей внешней политики. И если прежде восприятие Беларуси на Западе основывалось лишь на избитом клише «последней диктатуры Европы», то теперь эту страну все больше узнают как ответственного и надежного партнера на международной арене.
Немецкий политолог Александр Рар отметил, что ЕС начал понимать необходимость поиска новых форм сотрудничества с Евразийским союзом. До сих пор Брюссель ориентировался больше на «Восточное партнерство» и сотрудничал только с теми странами, которые хотел видеть в орбите своего влияния. Сейчас появился дополнительный шанс, помимо урегулирования украинского вопроса», начать переговорный процесс между ЕС и Евразийским союзом о создании зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока. И если этот процесс начнется, то мы с полным правом можем говорить, что начало ему было положено в Минске.