Экспорт продовольственных товаров составил более 3,8 млрд долларов, или 103,8 процента.
Увеличены поставки сыров и творога, рыбы сушеной, соленой, копченой, переработанной, икры, мяса и пищевых субпродуктов, домашней птицы, картофеля, молока и сливок, яблок, пахты, йогуртов и кефира, томатов, моркови и свеклы.
Несмотря на то что белорусских магазинов в Москве нет – для этого надо было бы арендовать торговые помещения и оплачивать продавцам проживание, что дорого, продукция Республики Беларусь вполне доступна: практически в каждом столичном магазине можно найти прилавок с полюбившимися москвичам белорусскими продуктами. Жители и гости столицы с удовольствием покупают молоко, творог, йогурты, сметану, сало, колбасы, ветчину, большим спросом пользуется и белорусский хлеб: постоянные покупатели говорят, что он без всякой химии может недели две пролежать и не заплесневеть. В условиях ответных российских санкций, перекрывших доступ к нашим желудкам импортной продукции, нередко сомнительного качества, помощь братских производителей дорогого стоит.
Чтобы посмотреть, чем еще, кроме продуктов питания, Беларусь торгует в Москве, я поехала на ВДНХ, в Белорусский павильон. Знающие люди сказали, что туда можно прийти «в чем мама родила», а выйти – одетой по сезону, прихватив сумку с продуктами повседневного спроса и какой-нибудь диванчик.
Несмотря на то что павильон был в лесах – там идет ремонт – и погода не способствовала прогулкам на свежем воздухе, покупатели были. Очередь стояла за натуральной белорусской косметикой, женщины примеряли платья и костюмы, рассматривали мебель, интересовались белорусскими льняными тканями всевозможных расцветок и изделиями изо льна.
– Популярность белорусских товаров объясняется хорошим соотношением цены и качества, носкостью, – пояснил один из руководителей павильона Виктор Махнач. – Даже в условиях падения российского рубля стараемся если и увеличивать цены, то в разумных пределах – чтобы не отпугнуть постоянных покупателей, а это люди среднего достатка и пенсионеры. Есть, конечно, и фирменные вещи, которые стоят дороже российских аналогов, но это объяснимо: на их изготовление идут дорогие импортные ткани, фурнитура.
– Популярность белорусских продуктов питания, – добавил он, – объясняется прежде всего тем, что они изготовлены по ГОСТу, республика строго следит, чтобы никаких ГМО и вредных добавок в них не было.
От себя добавлю, что белорусские продукты питания выгодно отличаются от товаров недобросовестных производителей, которые привыкли добавлять в свою продукцию неизвестно что (ТУ – это не ГОСТ) и сокращать время изготовления, например, копченых изделий, применяя вместо коптилен жидкий дым, что бьет и по кошельку, и по здоровью.
– Свежие мясомолочные продукты из Беларуси нам привозят два-три раза в неделю, – сказала продавец отдела, взвешивая приглянувшийся мне шматок сала. – У нас прямые поставки из Беларуси. Самые любимые продукты у россиян – молочные, мясные деликатесы, сыровяленые колбасы. Сейчас, конечно, из-за погоды покупателей маловато, а летом, в сезон, очень много.
Я тоже не ушла с пустыми руками: кроме сала купила мужу симпатичную двойку на лето, себе присмотрела салатовый костюмчик, светленькое платье – и в пир, и в мир, и в добрые люди, бирюзовый трикотажный жакет и симпатичную черно-белую штучку – накинуть на плечи вместо платка. Чтобы ее не сдуло ветром, на горловине предусмотрена миленькая застежка.
Так что санкции санкциями, а белорусское – вот оно, рядом: с братской помощью не пропадем.