– Нашим странам в наследство досталась советская модель подготовки медперсонала. Она, безусловно, имеет свои преимущества, так как готовила врача с хорошим профессиональным логическим мышлением и готовностью к самопожертвованию. Но время вносит свои коррективы и, соответственно, требует изменений в соответствии с реалиями и возможностями дня сегодняшнего.
Недавно мне довелось участвовать в заседании Экспертного совета по здравоохранению при Межпарламентской ассамблее государств – участников СНГ в Санкт-Петербурге и научно-практической конференции «Медицина и право XXI века», где детально обсуждали с коллегами этот вопрос. Очевидно, что качество оказания медицинской помощи обеспечивается, кроме всего прочего, и качеством подготовки медицинского персонала. А не его количеством. У нас пока превалирует второе.
Нашей бюджетной системе нужно многое почерпнуть у западноевропейских вузов, где получение диплома возможно только при условии высокого уровня профессиональных знаний. Такой дипломированный специалист принимается на работу всеми европейскими медучреждениями. То есть речь идет о гарантированном качестве обучения, к которому нам совместными усилиями нужно стремиться.
В Беларуси и в России престиж врачебной специальности сегодня, увы, не так высок, как это должно быть. Начнем с зарплаты профессорского состава медицинских вузов: в российском – это примерно 900 долларов, в белорусском и того меньше, а в канадском, например, почти девять с половиной тысяч долларов в месяц. Такая же существенная разница и в оплате труда в практическом здравоохранении.
Очень точную оценку нашим общим проблемам подготовки медицинских кадров во время питерской встречи дал член-корреспондент РАН, профессор Юрий Щербук. Это, в частности, дефицит учебно-тренинговых симуляционных центров, дистанционных образовательных технологий, электронных библиотек в вузах, свободного и бесплатного доступа к Национальным и международным электронным медицинским базам. Мы медленно переходим к международной системе трехэтапной подготовки врачей хирургических специальностей: учебно-тренинговый симуляционный центр – экспериментальная операционная – клиника. Необходимо совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации и самих преподавателей высшей школы.
Образцом университетской клиники будущего является абсолютное слияние науки и практики. Причем преподаватель, он же действующий врач, должен иметь на практических занятиях небольшое количество студентов. Тогда он может взять их в операционную, привести без стресса для пациентов на обход и дать необходимые навыки.
При всех проблемах, которые есть у нашего «постсоветского» здравоохранения, очевидны и плюсы, которые заметны в мировом масштабе. Американское агентство Bloomberg составило рейтинг стран мира по эффективности системы здравоохранения в 2014 году. Беларусь, к примеру, занимает 42-ю строчку, что на два пункта выше США. России досталось 51-е место.
Как врач, хочу заметить и такую важную деталь: необходимо общими усилиями формировать мотивацию людей к здоровому образу жизни вместо потребительского отношения к своему здоровью.