Учебные заведения так называемого шестого поколения появятся в Смоленской области и в белорусском городе Горки. Общими будут не только преподавательский состав и их направление – ресурсосбережение и возобновляемые источники энергии, но и образовательные программы. Работа над проектом белорусско-российских колледжей начнется уже с нового года. Этот и ряд других вопросов прозвучали на этой неделе в Минске на заседании коллегии Министерства образования и Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси, Министерства образования и науки России. В центре внимания ведомств оказались перспективы развития общего образовательного и научно-технологического пространств Союзного государства, межвузовское сотрудничество, молодежная политика. Всего в ходе заседания обсуждались концепции 17 новых научно-практических проектов и программ.
В этих сферах наши страны достигли больших успехов, говорит министр образования Беларуси Сергей Маскевич:
– Многовекторность двустороннего сотрудничества обеспечивают более 600 договоров различного уровня. Яркий пример системной работы – принятие в Беларуси Кодекса Республики Беларусь об образовании, а в России – Федерального закона об образовании. Системы образования наших стран стали ближе, были устранены многие различия в правовом регулировании.
В свою очередь министр образования России Дмитрий Ливанов подчеркнул, что формирование единого научно-технологического и общего образовательного пространств, а также молодежной политики является составной частью Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу 2014-2017 годов.
Что касается совместной работы университетов, то у нас эффективно сотрудничают вузы приграничных регионов: Могилевской, Гомельской, Смоленской и Брянской областей. Сохранению и приумножению партнерских связей во многом способствуют мероприятия, которые финансируются из средств бюджета Союзного государства. В прошлом году на их проведение было выделено более 31,5 млн российских рублей. Это почти 50 проектов, в том числе Форум вузов инженерно-технологического профиля, олимпиады, туристические слеты и велопробеги, мероприятия для молодых изобретателей, экологов, кадет и журналистов.
Сейчас для белорусов и россиян обеспечены равные права в доступе к образовательным услугам, выделяются целевые бюджетные места в вузах, признаются документы об образовании. Между тем остаются и некоторые нерешенные проблемы. Речь идет о поступлении тех, кто сдавал централизованное тестирование в российские университеты и кто по результатам ЕГЭ хочет учиться в белорусских вузах. На ближайшем заседании Группы высокого уровня, которое состоится в конце декабря в Москве, будет рассмотрено положение об эффективности существующих механизмов сдачи вступительных экзаменов.
«Этот механизм уже отработан, нужно суммировать результаты этой деятельности и донести их до общественности, чтобы все знали, как им пользоваться. Кроме того, необходимо решить вопрос медицинского обеспечения белорусских студентов, которые обучаются в России, и наоборот», – рассказал Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Среди перспективных направлений дальнейшего развития сотрудничества Беларуси и России в сфере образования он также упомянул совместную организацию образовательного процесса в целом, его методическое сопровождение и аттестацию обучающихся. В частности, необходимо гармонизировать подходы, связанные с разработкой национальной системы квалификаций.
По итогам заседания Министерства образования России и Беларуси подписали соглашение о сотрудничестве в области молодежной политики. Документ позволит на новом уровне расширить сотрудничество не только между органами государственной власти наших стран, но и между вузами и даже молодежными некоммерческими организациями.