– Владимир Павлович, с высоты вашего колоссального опыта участия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, как можно оценить минувшие полтора десятилетия действия Договора о Союзном государстве?
– Беларусь и Россия вышли на высокий уровень разностороннего, многослойного сотрудничества. Особенно в торгово-экономической, оборонной и правоохранительной сфере, в обеспечении безопасности, в социальной жизни, науке, образовании, здравоохранении, культуре. Хотя взаимный товарооборот по ряду причин, связанных с падением цен на нефть и санкциями Запада против России, пока не достиг желаемого рубежа, наши страны остаются основными торгово-экономическими партнерами друг для друга.
Как бы кто ни относился к Союзному государству критически, оно за 15 минувших лет стало экономической реалией. Это несомненное достижение. Я назвал бы этот период в союзном строительстве плодотворным, колоссально трудоемким и непростым.
– Почему непростым?
– Путь от создания институтов и механизмов Союзного государства, формирования прочной нормативно-правовой основы интеграции до качественно нового витка сотрудничества по всем направлениям был нелегким, тернистым. За этим стоит, без преувеличения, колоссальная, кропотливая работа межгосударственных структур и парламентариев. И, несмотря на существующие сложности, она дает свои весомые результаты.
– Какие их основные слагаемые?
– Разумеется, не только стимулирование дальнейшего развития торгового взаимодействия. Главные вопросы для гармоничного роста наших экономик – тесное сотрудничество в топливно-энергетическом, промышленном, аграрном, транспортном, инфраструктурном комплексах, в таможенной и налоговой сфере, производственная и научно-техническая кооперация, инновационная и инвестиционная деятельность и многое другое. Вся эта работа ведется на прагматичной, взаимовыгодной для Беларуси и России основе.
– На недавнем заседании Совмина Союзного государства говорилось о необходимости формирования единой промышленной политики и импортозамещения. Будут готовиться предложения по нормативно-правовой базе. Депутаты Парламентского Собрания рассмотрят их?
– Это очень важные для обеих сторон вопросы. Союзные парламентарии не останутся в стороне от их решения, как и национальные парламенты наших стран. Без гармонизации законодательства успешное движение вперед в экономическом взаимодействии невозможно. Как и во всех других сферах. 15-летний опыт союзного строительства нас многому научил. Все наши шаги навстречу должны быть сбалансированными, к чему мы и стремимся.
– С вашей точки зрения, снижает ли энтузиазм депутатов Парламентского Собрания отсутствие конституционных основ и механизма прямого действия нормативных актов белорусско-российского союза?
– Несмотря на существующие обстоятельства, правовая основа союзного строительства создана и действует. В развитие Договора о Союзном государстве между Республикой Беларусь и Российской Федерацией заключено более 160 договоров и соглашений по разным направлениям взаимовыгодного сотрудничества, ратифицированных парламентами и приобретших обязательную силу. Последовательно ведется координация правовых норм и сближение правовых систем. Это процесс весьма кропотливый, многотрудный. И он будет продолжаться. Мы исходим из того, что только тщательно выверенные, согласованные и взаимовыгодные решения откроют новые реальные возможности для социально-экономического развития наших стран. Ведь за каждым решением поиск оптимальных вариантов учета национальных интересов.
– Успевает ли Союзное государство реагировать на глобальные и региональные изменения политической и экономической обстановки?
– Мне представляется, важная роль союзного строительства сегодня заключается в том, что, учитывая и адекватно реагируя на современные вызовы, Союзное государство не подстраивается под них безоглядно, не шарахается из стороны в сторону, а следует стратегическим курсом, определенным союзным Договором. Поэтому прилагаемые усилия не уходят в песок.
– По вашему мнению, какое влияние союзное строительство оказывает на жизнь белорусского и российского обществ?
– Определенно благотворное. Белорусы и россияне ощутили конкретную полезность нашего союза, особенно те, кто передвигается по общей союзной территории. Люди почувствовали себя гражданами единого Союзного государства с общей границей и, в целом, с равными социальными правами. Это дорогого стоит. Ключевую роль здесь играет практически непрерывный насыщенный диалог президентов наших стран Александра Лукашенко и Владимира Путина, задающий динамику интеграционному сотрудничеству на всех уровнях двусторонних отношений. В белорусском и российском обществе есть запрос на еще большее союзное сплочение.
– И все же на таком позитивном фоне имеются и весьма критичные настроения, возникающие от «пробуксовок» в интеграционных процессах.
– Никакой «пробуксовки» в интеграционных процессах нет. Их темп и характер обусловлены реалиями жизни и временем согласования национальных и союзных интересов. Критичное восприятие Союзного государства частью общественного мнения объясняется, во-первых, не оправдавшимися завышенными ожиданиями очень быстрых фундаментальных перемен. Во-вторых, возникающими порой спорными моментами во взаимодействии хозяйствующих субъектов двух стран, подогреваемыми, чего греха таить, некоторыми СМИ.
– Как к этому относятся парламентарии?
– Поиск путей решения назревших проблем в интеграционном взаимодействии является одним из приоритетов Парламентского Собрания. Для этого мы используем наши сессии, заседания депутатских комиссий, в том числе с выездом в регионы Беларуси и России, постоянно действующий семинар по вопросам союзного строительства, конференции, «круглые столы» и другие форматы парламентского диалога. Дискутируются наиболее острые темы, детально обсуждается весь комплекс союзнических отношений. Они касаются, в частности, порядка и сроков утверждения союзных программ, оставшихся барьеров в торгово-экономическом сотрудничестве, полного обеспечения граждан Союзного государства равными социальными правами. Требуют также дополнительной проработки вопросы союзной интеллектуальной собственности, общего энергетического, транспортного и информационного пространства и другие.
– Что станет главной темой ближайшей 47-й сессии Парламентского Собрания?
– Принятие проекта бюджета Союзного государства на 2015 год, после чего он будет передан на утверждение Высшим Госсоветом. Бюджет, как и в текущем году, составит почти 5 миллиардов российских рублей. Предусмотрено финансирование около 40 союзных программ по ключевым направлениям сотрудничества и ряда мероприятий. Будет наращиваться активная, консолидированная работа по углублению интеграции.
– Не отодвинет ли нынешнее беспрецедентное внешнее давление на наши страны союзное строительство на второй план государственной политики?
– Наши народы никто не смог и не сможет ни победить, ни разделить. Главное действовать сообща.
Александр ФИЛИМОНОВ