Госсекретарь СГ Григорий Рапота, открывая мероприятие, отметил особую важность туристической отрасли. «Главной ее темой является познание, а ведь именно познание порождает симпатию, а в дальнейшем и понимание», – сказал он.
По мнению врио руководителя Ростуризма Олега Сафонова, в России сегодня из-за санкций Запада сокращается выездной и въездной туризм. Чиновник отметил, что эта тенденция имеет и положительную сторону – наблюдается увеличение туризма внутреннего.
– В связи с этим сегодня особое значение приобретает создание единого туристического пространства, – сказал Олег Сафонов. – Беларуси и России нужно позиционировать себя на мировом туристическом рынке не только в качестве отдельных стран, но и в качестве Союзного государства.
Представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина рассказала об особенностях нынешнего летнего сезона. Она подтвердила, что летом почти на 50% вырос турпоток в Анапу и Геленджик. По мнению эксперта, это объясняется тем, что, «доехав на поезде до Анапы и увидев там огромные очереди на паром, туристы решали не ехать дальше». Но, несмотря на позитивные тенденции, большого роста турпотока на внутреннем рынке не наблюдается. Граждане ведут себя осторожно, экономят деньги.
Посол Беларуси в РФ Игорь Петришенко подчеркнул, что в рамках формируемого сегодня Евразийского экономического союза тема развития общих рынков услуг, в том числе и туристических, отнесена к далекой перспективе. А это значит, что Союзное государство и в этой сфере имеет все шансы стать первопроходцем, показать пример создания объединенного туристического рынка.
– После успешно проведенного в этом году чемпионата мира по хоккею, открытия обновленного Музея истории Великой Отечественной войны, сотен фестивалей, выставок, дегустаций, исторических реконструкций мы можем рассчитывать на качественный прорыв в развитии туриндустрии Беларуси, – уверен посол.
Он проинформировал, что сейчас в республике работает 1881 агроэкотуристическая усадьба. С 2012 года емкость гостиничной сети Минска увеличилась в 2 раза. На Россию приходится 71,5 процента всего объема экспорта белорусских туристических услуг.
– В «туристический бум» в рамках Союзного государства я поверил, когда услышал, как в эфире одной из московских радиостанций сводки о многочасовых пробках на Минском шоссе перемежались новостями о том, что россияне на ноябрьские праздники впервые за много лет массово отказались от отдыха за рубежом, а самым популярным направлением стала белорусская столица, – сказал Игорь Петришенко.
По его словам, изменения мировой внешнеполитической конъюнктуры сыграли Беларуси на руку, во многих аспектах повысив привлекательность республики для российских потребителей. «Однако наша задача – быть мостом, точкой входа, через которую граждане Союзного государства заново откроют для себя страны Старого Света. Согласитесь, начинать путешествие в Европу приятнее с уникальных трансграничных объектов вроде Беловежской Пущи, Августовского канала, водного маршрута «Большое янтарное кольцо», – считает посол.
Кстати, такой популярный на Западе «зеленый», экологический туризм – та область, где белорусами наработан значительный, во многом – передовой опыт. Им они могли бы поделиться с россиянами.
По мнению экспертов, белорусам Москва и Санкт-Петербург, а теперь еще и Сочи не менее интересны, чем европейские города. При должной информационной поддержке прежнюю, советских времен, популярность у белорусов восстановят и другие традиционные туристические центры России – города «Золотого кольца», Кисловодск и Минеральные Воды, Селигер и Байкал, Саяны и Алтай.
Ирина Тюрина сказала, что российские туристы рассматривают Беларусь в первую очередь как лечебно-оздоровительное направление. 80-90% турпотока приходится на санатории. Один из самых популярных курортов – горнолыжный центр «Силичи». Обычно российские туристы едут в Беларусь на 10-12 дней. Покупая путевки зимой, стараются захватить новогодние праздники.
По мнению экспертов, нужно создавать и поддерживать национальные туристические бренды. В этом плане показателен опыт Мирского замкового комплекса начала XVI века, ставшего ныне одним из символов Беларуси. «Еще в начале 80-х годов здесь были только весьма живописные руины, на которых тренировались скалолазы, – рассказала директор комплекса Ольга Попко. – Реставрация продолжалась более тридцати лет, и сегодня мы принимаем свыше 300 тысяч туристов ежегодно».
По словам заместителя председателя Комитета Госдумы России по делам СНГ Татьяны Москальковой, туристический сектор еще недостаточно использует возможности бюджета Союзного государства. Она обратила внимание, что из девяти союзных программ, которые реализуются на данный момент, ни одна не посвящена туристическому направлению. Что касается мероприятий, то только одно из них – турслет учащихся СГ – соответствует заданной тематике.
Замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин проинформировал, что МИД совместно с ФМС прорабатывает вопрос о создании единого визового пространства СГ. «Все это является серьезной основой для развития еще одного звена интеграции – единого гуманитарно-туристического пространства как внутреннего, так и с выходом на иностранного потребителя», – подчеркнул дипломат.
По словам заместителя министра спорта и туризма Беларуси Чеслава Шульги, сотрудничество в сфере туризма позволит Беларуси и России укрепить свои позиции на международной арене. «С помощью туризма у наших стран также появляется возможность заявить о своем общем прошлом и показать, что будущее заключается в единстве», – сказал он.