САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

ЕАЭС – это мир, суверенитет и экономическое развитие

1 января 2015 года начнет свою деятельность Евразийский экономический союз. Каковы перспективы нового объединения в условиях давления Запада на страны-участницы?

На этот и другие вопросы, касающиеся евразийской интеграции, «СВ» отвечает директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин.

– Серьезные сложности, вызванные давлением западных стран, могут начаться после 1 января 2015 года, на том этапе, который предусматривает оптимизацию взаимодействия стран-участниц и реализацию совместных евразийских проектов. Сегодня заявлено о планах формирования с 2015 года единого энергетического пространства, но, как известно, именно на этом направлении ЕАЭС и Россия столкнулись с серьезными проблемами. Я имею в виду ситуацию с поставками российского газа в Европу через Украину,  блокирование Евросоюзом под давлением США проекта «Южный поток», а также инициированное ими же падение мировых цен на нефть. Полагаю, что это только начало масштабной кампании США против энергетического сектора России и ЕАЭС. Не сегодня-завтра эта кампания будет направлена и против Казахстана, Азербайджана и Туркмении. 

– ЕАЭС – союз экономический. Но в наше время этого недостаточно. ЕС тоже был задуман, как экономический, но события последних дней ярко демонстрируют, что ЕС – это не столько экономика, сколько политика. Способны ли настоящие и будущие члены ЕАЭС к политическому союзу с Россией?

– Поскольку в современном мире политика все больше обслуживает экономику, любой трансрегиональный экономический союз неизбежно имеет политическую подоплеку. ЕАЭС не исключение. Однако же политическую составляющую сейчас вряд ли стоит подкреплять какими-то специальными соглашениями и заявлениями. Полагаю, что организация эффективного взаимодействия национальных экономик стран – членов ЕАЭС будет иметь самое прямое отношение к решению целого ряда политических проблем каждого из участников Евразийского союза. 

– У ЕврАзЭС есть МПА. В новом союзе парламентские институты не предусматриваются. Хотя российские парламентарии считают, что они необходимы: это поможет гармонизировать национальные законодательства и ускорит создание единой законодательной базы ЕАЭС. 

– Сегодня парламентарии стран СНГ и ЕАЭС могут общаться на уровне межпарламентских комиссий и без формирования специального аппарата наднациональных чиновников. Но функция гармонизации национальных законодательств, безусловно, важна. Посему нынешняя МПА ЕврАзЭС, скорее всего, трансформируется в МПА ЕАЭС и какое-то время будет существовать в усеченном и демонстрационно-формальном варианте, пока страны – члены ЕАЭС не созреют для создания полноценного евразийского парламента.

Для этого, однако, нужно решить ряд вопросов. Например, определиться с местоположением евразийского парламента. Полагаю, что оптимальной схемой могла бы стать двуцентричная схема ПАСЕ (Европарламент, как известно, расположен в Брюсселе и Страсбурге): например, в связке Астана – Омск. 

– Теперь о безопасности… Каковы возможности ОДКБ? Сможет ли организация противостоять вызовам, стоящим перед членами ЕАЭС?

– Я сторонник назарбаевского подхода к интеграции, который еще в прошлом веке предложил формулу «многоуровневой, разноскоростной и многоформатной интеграции». В этом смысле ЕАЭС – экономический формат интеграции, в то время как компонента безопасности сосредоточена в ОДКБ. Эта организация, безусловно, способна противостоять любым внешним угрозам. Динамичная и успешная экономическая интеграция постсоветских стран вокруг России, Казахстана и Беларуси и есть главная гарантия безопасности евразийского пространства.

– Россия – признанный локомотив евразийской интеграции. Как нам необходимо перестроить экономическую, промышленную политику, чтобы справиться с ролью лидера?

– Огромную роль в развитии евразийской интеграции сегодня играет и Казахстан. Именно в Казахстане запущены многие процессы стратегического характера (например, Национальный план индустриального развития), к которым Россия, например, еще и не приступала. Хотя основная тяжесть за реализацию интеграционных проектов лежит, конечно же, на России. Ну а как наша страна должна перестроить свою экономическую и, в частности, промышленную политику, известно: во-первых, запустить новую кадровую политику, во-вторых, приступить к реализации принципиально новой экономической стратегии, направленной на мобилизацию внутреннего потенциала развития, прежде всего энергии масс, наконец, в-третьих, не стабилизировать явно устаревшую модель политической системы, а развивать ее.

– Какие преимущества будут иметь от этой интеграции страны-участницы и, главное, их граждане?

– Это мир, реальный суверенитет и экономическое развитие. Без интеграции евразийское пространство станет пространством перманентных войн и военных конфликтов, потери всеми странами этого пространства (включая Россию) суверенитета, следствием чего станет политический и экономический коллапс на территории Евразии и ее превращение в разграбляемые транснациональными компаниями бантустаны…

Поодиночке не выживет никто. Сегодня в пустошь превращается некогда самая индустриально развитая республика бывшего СССР – Украина. Завтра, если на территории бывшего Советского Союза будет остановлена интеграция, начнется дезинтеграция и появятся несколько больших и малых Украин. Начнется глобальная война на Кавказе с участием боевиков ИГИЛ, а также война в Центральной Азии с участием талибана. Известно, что еще одним направлением наступления Запада на ЕАЭС станет дестабилизация ситуации и в Беларуси. Собственно, в этом и заключается план западных противников евразийской интеграции – сорвать проект ЕАЭС, чтобы запустить процессы дезинтеграции постсоветского пространства и самой Российской Федерации.

Беседовала Наталья ДОЛГУШИНА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Лукашенко: Минск всегда готов поддержать дипломатические инициативы Берна, основанные на равенстве и неделимой безопасности
  2. Польша намерена разместить механизированную бригаду на границе с Беларусью
  3. В Минский зоопарк передали амурского тигренка, спасенного в Хабаровском крае
  4. США приостанавливают выделение помощи Грузии в связи с принятием закона об иноагентах, заявил Блинкен
  5. Только у нас на канале: К чему привела замена Байдена на Камалу Харрис и как мир реагирует на шабаш в Париже
  6. Пахомов: С января мы приняли 11 важных федеральных законов, еще 52 законопроекта на рассмотрении Комитета
  7. Путин подписал указ о присвоении 314 отдельному радиотехническому полку почетного наименования
  8. Госдума: Бойцам СВО не грозит арест за использование гаджетов для боевых задач
  9. Володин: У политиков отпусков не бывает
  10. Вячеслав Володин: «закон Путина» об индексации пенсий работающим пенсионерам — это закон, который ждали все
  11. Завальный: Ситуация на российском рынке нефти и нефтепродуктов стабильна и управляема
  12. Госдума обязала иностранцев, получающих гражданство РФ, вставать на воинский учет
  13. Белоусов: РФ рассматривает Индонезию как одного из важнейших партнеров в АТР
  14. Владимир Путин: Рынок Индонезии представляет большой интерес для России
  15. Обращение ГД «К Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу корректировки подзаконных актов в сфере миграционной политики»

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Поздно спохватились

Татьяна Вахромеева

Военная стратегия США на поверку оказалась провальной.

Принять за 16 минут

Валерий Чумаков

Депутаты Государственной Думы за один день приняли два десятка важнейших законов

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также