– Владимир Павлович, сторонников союзного строительства весьма обнадежило состоявшееся недавно в Минске заседание Совета Министров Союзного государства. Принятые на нем решения убеждают, что на межгосударственном уровне речь идет отнюдь не о свертывании союзного строительства, а о его дальнейшем наступательном развитии. Это, полагаю, вдохновляет на активную работу и депутатов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России?
– О свертывании союзной интеграции речь и не шла. Досужие утверждения некоторых СМИ о явном застое в союзном строительстве не надо воспринимать всерьез. За ними – политическая конъюнктура, поверхностное представление о белорусско-российском взаимодействии или, в лучшем случае, весьма упрощенное понимание логики интеграционных процессов.
Да, проблемы существуют. И они активно обсуждаются в обществе, в том числе в парламентах наших стран, на сессиях Парламентского Собрания и в его кулуарах. О существующих проблемах со всей откровенностью говорил Председатель Высшего Госсовета Союзного государства, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на недавней пресс-конференции в Минске для представителей российских региональных средств массовой информации. Но как подчеркнул президент, существующие проблемы не в состоянии перечеркнуть весомые достижения Союзного государства во всех сферах нашего многостороннего сотрудничества. Имея многолетний личный опыт участия в союзном строительстве, могу сказать, что по глубине и масштабу интеграции другие евразийские интеграционные объединения, при всем уважении к их деятельности, на данном этапе с Союзным государством несопоставимы.
– Однако у людей как в Беларуси, так и в России, искренне радеющих за судьбу Союзного государства, чувствуется некоторая неудовлетворенность темпами интеграционного движения.
– Это объяснимо. Хорошо бы, конечно, получить все и сразу, но, увы, в жизни так бывает редко. Но и унывать по этому поводу тоже не надо. Союзное строительство продолжается, и это главное. Хотя, конечно, оно должно идти и быстрее, и эффективнее. В этом, думаю, мы едины.
– По каким направлениям, на ваш взгляд, белорусско-российское сотрудничество развивается наиболее активно?
– Прежде всего это сотрудничество торгово-экономическое, научно-техническое, технологическое, взаимодействие в сфере обороны и безопасности. Весомые достижения есть также в социальной жизни, гуманитарной и культурной сферах. Из общего союзного бюджета финансируются десятки совместных программ, реализация которых приносит нашим странам реальные, подчеркиваю, а не умозрительные результаты.
Давайте, например, предположим, что белорусско-российские отношения остались на уровне двадцатилетней давности. Нет созданной за прошедшие годы объемной договорно-правовой базы, действующих ныне союзных институтов и механизмов, в том числе Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Не реализуются доказавшие свою эффективность экономические, производственные и социальные проекты. В каком положении, скажите, они, наши отношения, находились бы сейчас? Был бы существующий стабильно высокий уровень взаимного товарооборота? Столь же плодотворно развивалось региональное сотрудничество, общее оборонное и таможенное пространство? Могли бы белорусы и россияне свободно перемещаться из одной страны Союзного государства в другую, выбирать по своему усмотрению место жительства, работы, учебы? Иметь равные права в трудовой сфере и социальном обеспечении? Вопросы, полагаю, риторические.
– Трудно с этим не согласиться, но ответы на ряд вопросов двустороннего взаимодействия все же не столь очевидны.
– Поиск баланса интересов, особенно в экономике, энергетике, других чувствительных для Беларуси и России сферах, – дело, мягко говоря, непростое, если не сказать – очень сложное. Но и здесь обе страны работают конструктивно.
– С запуском 1 января 2015 года Евразийского экономического союза, договор о котором ратифицирован парламентами «тройки» и подписан главами государств, не потребуется ли выработка новых правил работы в рамках Союзного государства?
– Союзное государство и ЕАЭС не являются помехами друг для друга. Наоборот, совместная работа в «тройке» открывает новое окно возможностей для активизации сотрудничества и в формате «двойки».
– По вашему мнению, что должно превалировать в интеграционных процессах – экономический, коммерческий или политический интерес?
– Взаимная экономическая выгода является платформой межгосударственной интеграции любого уровня, а такого высокого, как Союзное государство, – особенно. Это несомненно, но, конечно же, эта выгода должна становиться зримее и для простых людей. Опыт, приобретенный нами на пути интеграции, показал, что всегда нужно помнить о разумном соотношении экономических и политических приоритетов, с пониманием относиться к проблемам своего союзника. Действовать так, чтобы политический, государственный стержень единения не ослаблялся и не выхолащивался. События на Украине подтверждают правильность такого подхода. Задачи поэтапного укрепления нашего сотрудничества разнообразны, многовекторны и требуют постоянного внимания. В том числе по линии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и всего евразийского парламентского пространства.
– Владимир Павлович, в чем вам видится главное предназначение Парламентского Собрания сегодня? Оно по-прежнему остается локомотивом интеграции?
– Не думаю, что предназначение Парламентского Собрания изменилось. Являясь союзной парламентской площадкой, оно эффективно работает на сближение Беларуси и России.
Мир сегодня стремительно меняется. Усиливается глобальная конкуренция. На постсоветском пространстве переплетены центростремительные и центробежные тенденции. Мы видим, что выстраиваются новые механизмы взаимодействия государств и новая стратегия торгово-экономического сотрудничества. В таких условиях крайне важна коммуникативная и объединительная роль Парламентского Собрания. Наряду, разумеется, с его законотворческой функцией.