В мероприятии приняли участие около сотни журналистов федеральных СМИ, СМИ Союзного государства и 50 регионов России.
Программа пресс-тура началась со знакомства с самим Витебском и его достопримечательностями. Первым делом, конечно, – дом-музей Марка Шагала, Свято-Успенский кафедральный собор, амфитеатр «Славянского базара». Затем выставка продукции почти полусотни производителей области – от молока до высокотехнологичных авиационных дисплеев. Знаменитая глубокская сгущенка, детские соки и пюре «Новка», сладости «Витьба», витебские колбасы и сыр, рыбные консервы из Браслава, обувь и трикотаж. Все это можно было потрогать, примерить и даже попробовать на зуб.
Журналисты из самых дальних регионов говорили, что знают и любят белорусские товары. Главный редактор «Смоленской газеты» Александр Шикшнян сказал, что белорусские продукты на полках магазинов никогда не залеживаются. Это в полной мере относится и к промышленным товарам. Хорошо известны в России витебская обувь «Велвест» и «Марко», ковры. Почти сто проектов по установке станций по обезжелезиванию воды реализовала в российских регионах витебская компания «Полимерконструкция». Заинтересовали прессу и военные разработки ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей» – для многих было открытием, что в Витебске делают мониторы, которые работают при температуре от минус 60 градусов до плюс 70, и дисплеи для российских самолетов.
Как модернизируют промышленные предприятия, журналисты увидели на ОАО «Витебскдрев». Директор Анатолий Юхновец сказал, что по традиционной продукции – пиломатериалы, плиты ДВП и ДСП, погонаж, окна и двери – завод имеет заказчиков от Смоленска до Новосибирска.
Деревообрабатывающее производство впечатлило главного редактора газеты «Весть» из Калужской области Юрия Расторгуева, который участвует в пресс-туре уже девятый раз:
– В этом году делегация Калужской области во главе с губернатором побывала в Беларуси и подписала соглашение о сотрудничестве. Надеюсь, в том числе мы будем учиться у вас рационально использовать лесные ресурсы. Для нас такой опыт неоценим. У вас много предприятий, где есть чему поучиться, поэтому стараюсь каждый год бывать здесь. Мои публикации по итогам пресс-туров в рубрике «Белорусский дневник» собирают огромную почту. Люди пишут, звонят, благодарят за информацию.
Современная ферма сельхозпредприятия «Мазоловогаз» особенно впечатлила тех, кто впервые увидел, как коров обслуживают и доят роботы. Марина Сантаева из Якутска считает, что белорусский опыт заинтересует читателей еженедельника «Наше время»:
– Приезжаю в Беларусь уже третий год подряд, в прошлые годы побывала в Бресте и Гродно. Первое впечатления от Витебска – это храмы. Великолепные, большие, белые, златоглавые. На фоне золотой осени это незабываемо. Все обратили внимание на то, что город очень умиротворенный, спокойный и доброжелательный. Я всегда еду в Беларусь с огромным желанием, потому что у нас хорошо известна ваша сельхозтехника, гремит качество белорусских продуктов, особенно молочных, и хочется своими глазами увидеть, как все это делается. Конечно, такой подход, как в «Мазоловогазе», удивляет и вдохновляет. Мало того, что созданы максимально комфортные условия для животных, здесь организован научно-практический центр. Студенты местной ветеринарной академии имеют аудиторию прямо на ферме, такое даже представить себе трудно.
Никого не оставил равнодушным вид вечернего города: весь центр и многие прилегающие улицы имеют яркую подсветку, и как ни парадоксально, именно в ноябре вечера в Витебске самые красивые. Ольга Голубцова из Северодвинска всегда мечтала побывать на родине Марка Шагала, но такого эффекта не ожидала:
– Нам разрешили собрать яблоки в саду возле дома художника, повезло побывать на службе в день Покрова Богородицы. Я, конечно, под большим впечатлением. Только сюда приехали, а земля настолько родная сразу, такое тепло идет от нее. Кажется, ты здесь рос, был когда-то, гулял по этим улицам. Мы чувствуем себя здесь как дома.
Во второй день гости посетили святыни древнего Полоцка, побывали на крупнейшем в Европе нефтеперерабатывающем заводе «Нафтан» в Новополоцке. Советник, пресс-секретарь Посольства Беларуси в Российской Федерации Александр Гордейчик считает, что такие поездки популярны прежде всего потому, что многое из белорусского опыта уже взято на вооружение в российских регионах:
– Журналисты едут не для того, чтобы сравнивать «там лучше, а здесь хуже», они просто рассказывают читателям об опыте белорусов в разных сферах, стремятся привезти домой новые идеи. Это всегда вызывает живой отклик аудитории, и многие едут в Беларусь снова и снова.