Начался визит со встречи свердловского губернатора с Президентом Беларуси, в ходе которого стороны подтвердили готовность к развитию сотрудничества. Товарооборот в полмиллиона долларов по итогам прошлого года не устраивает ни Минск, ни Екатеринбург. «Я абсолютно уверен, что в результате вашего визита мы выйдем на конкретные договоренности, которые обеспечат расширение всесторонних связей Беларуси и Свердловской области», – сказал Александр Лукашенко.
Так оно и вышло. Если свердловчане ехали в Минск с десятком предложений о сотрудничестве, то вернулись в Екатеринбург с договоренностями по реализации более тридцати совместных проектов. В их числе весьма значимые не только для роста экономики каждой из сторон, но и для обеспечения национальной безопасности Беларуси и России.
Одним из таких проектов Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович назвал договоренности свердловского ОАО «Синара – Транспортные машины» и Белорусского автомобильного завода по установке на карьерных самосвалах «БелАЗ» уральских двигателей. Сейчас новый двигатель серии ДМ-185 проходит стендовые испытания, а в третьем квартале следующего года состоится его опытно-промышленная эксплуатация на белорусском самосвале на одном из горнодобывающих предприятий РФ. Старт серийных поставок мотора запланирован на 2017-2018 годы. «Для наших стран это элемент национальной безопасности. Такие государства, как Россия и Беларусь, не могут зависеть от внешних поставок, нам нужно больше кооперации, больше совместных предприятий. Именно они обеспечивают устойчивость сотрудничества, выводят его на новый уровень», – считает Михаил Мясникович.
К слову, БелАЗ – давний и надежный партнер свердловчан. Сегодня на металлургических предприятиях и в карьерах области работает около полутысячи белорусских богатырей грузоподъемностью 30-55 тонн.
Во время встречи в белорусском правительстве Михаил Мясникович предложил губернатору области Евгению Куйвашеву вместе проработать возможность создания и совместного с БелАЗом кластера по производству систем карьерных машин.
Сугубо практичный интерес привел свердловчан и на другой белорусский автогигант – Минский автомобильный завод. Екатеринбург готовится принять игры чемпионата мира по футболу в 2018 году и к своему 300-летию, и власти области планируют закупить много новых автобусов и коммунальной техники. Причем, как подчеркнул Евгений Куйвашев, это будут лучшие образцы техники, которая производится на территории стран Таможенного союза. А свои преимущества автобусы МАЗа наглядно показали россиянам во время Олимпийских игр в Сочи.
Перспективу совместной работы наметили «Белэнерго» и Уральский турбинный завод. Кроме того, министр и губернатор договорились о создании рабочей группы по выработке и реализации проектов в транспортной сфере. Первое ее заседание планируется провести уже в первом квартале следующего года.
Первый заместитель председателя Гомельского облисполкома Болеслав Пирштук и президент группы компаний «Пенетрон-Россия» Игорь Черноголов поставили подписи под протоколом о намерениях по организации совместного производства импортозамещающих гидроизоляционных материалов. Достигнут ряд других договоренностей, которые касались поставок продовольствия, техники для заготовки леса, дорожно-строительной отрасли, совместного производства станков, сельхозмашин и оборудования, совместной работы по реализации государственной политики в области энергосбережения, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, утилизации твердых бытовых отходов, использования местных видов топлива.
Важным шагом в придании двусторонним отношениям плановости и системности стало создание Совета делового сотрудничества, первое заседание которого прошло в рамках визита. Отныне он будет ежегодным, проходя поочередно в Беларуси и в Свердловской области. Евгений Куйвашев выразил общее мнение: «Совет придаст более конкретные очертания проектам, которые реализуются сегодня и тем, которые нам интересны в перспективе».