– Владимир Федорович, визовых отношений между Беларусью и Россией нет, консульская служба в своем привычном виде вроде как не требуется. Но в чем суть такой должности?
– Давайте поставим вопрос иначе: как мы помогаем объединить Беларусь и Россию? Мы аккумулируем, собираем вокруг себя неравнодушных людей. Если наша областная общественная организация «Союз – интеграция братских народов» создавалась в 2005-м буквально с двух-трех человек, то сегодня в ее составе более 50 организаций. И это общественно значимые люди. Их авторитет поспособствовал тому, что когда в Тюмени закрывалось отделение белорусского посольства, чему я, кстати, категорически противился, возникла идея народной дипломатии. И моя основная задача в ее рамках – развитие торгово-экономических, гуманитарных и культурных связей Беларуси с Тюменской областью. Почетным консулом я был назначен 23 июня 2009 года, приступил к исполнению своих служебных обязанностей со 2 ноября того же года. Наш консульский округ включает в себя Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
– Уже можно говорить о результатах?
– Разумеется. В 2009 году товарооборот Беларуси с Тюменской областью составлял 8,4 миллиарда долларов, из которых экспорт белорусской продукции в наш регион был чуть более 51 миллиона долларов. Уже спустя три года, в 2012-м, товарооборот превышал 10,6 миллиарда, а экспорт – 122 миллиона. Итогом работы Почетного консула стало увеличение экспорта в регион почти в 2,4 раза.
Наши учебные заведения заключили целый ряд договоров о сотрудничестве: Тюменский и Белорусский госуниверситеты, Государственный нефтегазовый и Белорусский государственный технологический университеты, Академия культуры, искусств и социальных технологий и Белорусский университет культуры и искусств, Архитектурно-строительный университет и Гродненский университет имени Янки Купалы.
Почетным консулом целенаправленно проводится работа по заключению договоров о побратимстве между нашими городами, в прошлом году продлено соглашение о торгово-экономическом и гуманитарном сотрудничестве между Тюменью и Брестом, закрепили побратимские связи между Тобольском и Могилевом, Заводоуковском и Климовичами.
– Почему 38-е заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России посвящено развитию инноваций?
– Большая часть бюджета Союзного государства в рамках союзного строительства тратится на научные и научно-производственные программы. Мы успешно работаем по таким программам, работаем достаточно давно. Это правильно. Современное развитие экономики – это инновационная экономика. Этим надо заниматься, причем заниматься именно государству, потому что риски очень большие. Мы платим налоги, чтобы науку двигало государство. Союзное государство этим занимается. В качестве примера успешного проекта, осуществленного под эгидой Союза Беларуси и России, можно назвать группу программ «СКИФ» (СуперКомпьютерная Инициатива Феникс) – программ Союзного государства Беларуси и России по развитию суперкомпьютеров… Как объяснить людям необходимость развития этой сферы? Суперкомпьютерные технологии – это единственный инструмент победы в конкурентной борьбе. Суперкомпьютер – вычислительная машина, значительно превосходящая по своим техническим параметрам большинство существующих компьютеров, это компьютеры с огромной вычислительной мощностью. Суперкомпьютеры используются во всех сферах, где для решения задачи применяется численное моделирование; там, где требуется огромный объем сложных вычислений, обработка большого количества данных в реальном времени. Без такого рода вычислений немыслима современная метеорология или, например, физика высоких энергий. Помимо этого сегодня на суперкомпьютерах считается вся конкурентная продукция, не только автомобили, самолеты, ракеты. Картофельные чипсы, детский подгузник, трикотажное платье – все это разрабатывается с использованием такого рода технологий. Чтобы сделать то, что выведет вас в лидеры на рынке, увеличит ваши продажи, нужно прибегнуть к помощи суперкомпьютера, который стал основой структуры новой экономики.
– Вы согласны с мнением, что Россия в научно-технической сфере отстает от Запада на несколько шагов?
– По науке нанесено несколько мощных ударов. Несомненно, за прошедшие 20-30 лет наука пострадала. Так же как и образование… Но это не означает, что все безнадежно, что надо сдаваться. У нас есть несколько перспективных направлений, одно из которых как раз информационные технологии вообще и суперкомпьютеры в частности, где мы занимаем достаточно серьезные позиции, готовы работать и двигаться дальше. Все, что требуется, – политическая воля, понимание со стороны политиков того факта, что наука может быть чрезвычайно выгодна стране. Сегодня мы слышали выступления со стороны химиков. В качестве примера могу привести союзную программу «СКИФ-Недра», призванную существенно повысить эффективность разведки и использования недр России и Беларуси. Эта программа вполне отвечает уровню передовой мировой науки. Однако согласовать программу оказалось нелегко. Вот уже четыре года длится бюрократическая волокита. И время, к сожалению, работает против нас. Пока мы не развиваем свою науку, мы помогаем вырваться в лидеры нашим конкурентам на Западе и в Азии.