Особенное внимание на совещании было уделено вопросу взаимного признания документов о повышении квалификации медиков.
Как отметил заместитель директора Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава РФ Артем Тарасенко, в России медицинские кадры готовят сорок шесть образовательных организаций, подведомственных Минздраву. В них обучаются более двухсот тысяч студентов. При этом в российских и белорусских медицинских вузах программы, идеология обучения во многом совпадают.
– По-другому и быть не может, потому что многие десятилетия мы находились в одном русле, и только последние двадцать лет с небольшим идем, быть может, несколько параллельно. Не разными курсами, а именно – параллельно, – подчеркнул Артем Тарасенко. – В ближайшем будущем мы планируем перейти на модульную подготовку специалистов в ординатуре. Срок подготовки будет зависеть от сложности выбранной специальности и составит от одного года до трех лет. То же самое, насколько я знаю, планируется сделать и в Беларуси. В связи с тем что мы создаем единое образовательное пространство, унифицируем наши образовательные программы, думаю, нам есть смысл плотнее работать в этом направлении. Чтобы мы не сталкивались с теми проблемами, которые существуют сейчас, когда наш уровень последипломного образования не всегда соответствует уровню образования, которое дается в Республике Беларусь.
В частности, по словам Тарасенко, сложности возникают при допуске к медицинской деятельности. Правда, они носят локальный характер, поскольку допуск к медицинской деятельности для граждан Беларуси на территории России и, соответственно, российских граждан на территории Беларуси проходит в упрощенном порядке, когда не нужно подтверждать диплом об образовании.
Начальник управления кадровой политики, учреждений образования Министерства здравоохранения Республики Беларусь Наталья Мирончик, в свою очередь, согласилась, что действительно с выпускниками российских вузов практически нет проблем по допуску их к медицинской деятельности.
– Образовательные стандарты у нас практически совпадают, и мы не требуем подтверждения эквивалентности диплома, – сказала она. – У нас на данном этапе несколько различаются подходы к последипломному образованию. В частности, это касается различных сроков повышения квалификации и переподготовки. Но в принципе на данный момент мы идем практически в том же направлении, может быть, слегка, на шаг отстаем от Российской Федерации в том, что касается развития концепции непрерывного образования и перехода на более продолжительное время подготовки высококвалифицированных специалистов.
По ее словам, в Беларуси сейчас идет работа над проектом концепции непрерывного образования. В России подобная концепция уже внедряется на практике. Причем для таких квалификаций, как нейрохирургия и кардиохирургия, в России продолжительность подготовки больше, что в современных условиях особенно актуально.
– Надеюсь, что в итоге нам удастся прийти к общему мнению о том, в каком количестве и какие документы должны быть у белорусских и российских выпускников с учетом их переподготовки и повышения квалификации, чтобы они в последующем могли работать без проблем на территории Союзного государства.
Как отмечали участники заседания, на всем постсоветском пространстве только в России и Беларуси медицинское образование двигалось все эти годы в одном направлении, сильных расхождений нет. Определенные технические нестыковки не требуют ломать ни ту, ни другую систему, надо привести их просто в соответствие.
Начальник отдела социальной политики Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Иван Янович отметил общую заинтересованность в том, чтобы подобные встречи были как можно более плодотворными.
– Есть, – напомнил он, – резолюция Высшего Государственного Совета Союзного государства проработать вопросы о расширении категорий граждан, которые могут получать медицинскую помощь в Беларуси и России бесплатно. А также – о взаимном признании документов о повышении квалификации. Министерства образования Беларуси и России пришли к выводу, что соглашения по признанию документов должны быть отраслевыми. Потому что идет речь и о водителях-дальнобойщиках, и о педагогах, и о врачах, и о целом ряде других специальностей. Медицинское направление – одно из важнейших, и мы будем содействовать этой работе, чтобы документы о повышении квалификации медиков взаимно признавались. У нас общий рынок труда, общее социальное пространство, между нашими странами большие миграционные трудовые потоки. Все это только подчеркивает актуальность вопроса. И чем больше будет усложняться медицинская наука, медицинское образование, тем более остро будут вставать эти вопросы, которые надо решать.