САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Качественное образование должно быть доступным для всех

В Союзном государстве с вниманием относятся к детям с особенностями в развитии. И в Беларуси, и в России занимаются развитием инклюзивного образования.

В России, например, сегодня работают над проектами Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральных государственных стандартов начального общего образования глухих и начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших.

Задачей российской образовательной политики на этом направлении должно стать повышение роли специального образования и придание специальным (коррекционным) учреждениям статуса ресурсных центров для развития инклюзии, считает заместитель председателя Госдумы, член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Людмила Швецова. Иначе право на доступное и качественное образование для всех категорий граждан не будет обеспечено.
В законе РФ «Об образовании» специальные условия для обучения детей-инвалидов не оговариваются. Видимо, поэтому Минобрнауки игнорирует рекомендации общественных организаций инвалидов и не обращает внимания на нарушения прав детей-инвалидов и их родителей на получение дошкольного образования и выбор учебного заведения, особенно в регионах.

В стране было введено инклюзивное образование, но условия для его развития не созданы. Складывается парадоксальная ситуация – число коррекционных школ сокращается на фоне роста детской инвалидизации и еще не развитой системы инклюзивного и дистанционного образования. Начиная с 2000 года общее число коррекционных школ в стране сократилось на 218 единиц, с 2011 по 2012 год – на 29 единиц. В 2012-2013 годах не было открыто ни одного вновь построенного коррекционного учреждения. Закрываются даже те школы, которых и так катастрофически не хватает, – для незрячих, слабовидящих, неслышащих, а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На селе таких школ единицы. При этом число детей-инвалидов неуклонно растет: в 2008 году инвалидами были признаны 67,1 тыс. детей, в 2010-м – уже 73,2 тыс. Показатель впервые выявленной инвалидности увеличился с 25,1 на 10 тыс. детей в возрасте до 18 лет в 2008 году, до 28,2 – в 2010-м.

Очевидно, что без федеральной поддержки обеспечить доступ к образованию для детей-инвалидов в регионах проблематично. Возможности регионов неодинаковы, и уровень детской инвалидизации в них тоже разный. Как правило, ее самый высокий показатель наблюдается в регионах с низким уровнем социально-экономического развития (Чеченская Республика – 475,9 инвалида на 10 тыс. детей, Ингушетия – 374,3), низкий показатель детской инвалидизации отмечается в регионах – лидерах экономического развития (Ямало-Ненецкий АО – 128,8, Москва – 149,8).

Но именно субъектам Федерации делегирована ответственность за реализацию образовательной политики, несмотря на то, что не все из них располагают достаточными ресурсами для обеспечения равного доступа к образованию.
На мой взгляд, важнейшими шагами, которые позволят остановить деформацию системы коррекционного образования, должны стать объективность статистических данных, разработка региональных программ развития образования, а также контроль критериев доступности коррекционного образования в российских субъектах. Этот вопрос имеет непосредственное отношение к вопросам обеспечения социальной справедливости в нашем обществе, а потому мы намерены им серьезно заняться. Необходимо прекратить практику сокращения специальных учебных заведений для инвалидов и обратить серьезное внимание на подготовку и переподготовку преподавательского состава, а также техническое оснащение таких школ.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Джабаров: Запад совершенно не стесняется и готов на все, чтобы привести к власти в Тбилиси своих сторонников
  2. Олег Гайдукевич: За «улыбающимися куклами» из США будущего нет
  3. CNN раскрыл список оружия, который поможет реализовать план победы Зеленского
  4. Ольга Германова: Программа «Земский работник культуры» привлечет в малые города и села специалистов культуры
  5. Леонид Слуцкий: Реальная основа для достижения мира закладывается сегодня на фронтах СВО
  6. Посольство РФ: Слова Камалы Харрис о Владимире Путине говорят о бессилии элиты США
  7. Лукашенко и Путин проведут сегодня в Москве двустороннюю встречу
  8. Госпогранкомитет Беларуси сообщил о вооруженном инциденте на границе с Польшей
  9. Александр Лукашенко назвал Уганду перспективным партнером Беларуси в Восточной Африке
  10. Вячеслав Володин: Приоритетом работы Госдумы будет помощь регионам в решении проблем ЖКХ
  11. Силы ПВО за ночь сбили 47 украинских беспилотников над пятью регионами РФ и Азовским морем
  12. Алиев: Опыт Беларуси будет полезен для Азербайджана в подготовке к III Играм СНГ
  13. Норвегия ввела новые санкции против Беларуси
  14. Лидеры СНГ на саммите в Москве приняли Обращение в связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне
  15. Мессенджер Discord заблокирован в РФ из-за нарушений законодательства

Парламентское Собрание

Бюджет по осени считали

Удалось решить его главную проблему: профицит направили на новые программы и проекты

Политика

Ядерный прицел Израиля

Военный ученый, политический аналитик и заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков рассказал, как будут развиваться события на Ближнем Востоке

МНЕНИЯ

Саммита мира «по-киевски» не будет

Анатолий Заусайлов

Потому, что обсуждать нечего

Украину возвращают в жестокую реальность

Михаил Васильев

Жителей Незалежной обманули как на фальшивой экскурсии

955 дней не хватило, чтобы заткнуть предателей

Олег Зинченко

Нет сил задавать вопрос: почему такое происходит?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также