САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Качественное образование должно быть доступным для всех

В Союзном государстве с вниманием относятся к детям с особенностями в развитии. И в Беларуси, и в России занимаются развитием инклюзивного образования.

В России, например, сегодня работают над проектами Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральных государственных стандартов начального общего образования глухих и начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших.

Задачей российской образовательной политики на этом направлении должно стать повышение роли специального образования и придание специальным (коррекционным) учреждениям статуса ресурсных центров для развития инклюзии, считает заместитель председателя Госдумы, член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Людмила Швецова. Иначе право на доступное и качественное образование для всех категорий граждан не будет обеспечено.
В законе РФ «Об образовании» специальные условия для обучения детей-инвалидов не оговариваются. Видимо, поэтому Минобрнауки игнорирует рекомендации общественных организаций инвалидов и не обращает внимания на нарушения прав детей-инвалидов и их родителей на получение дошкольного образования и выбор учебного заведения, особенно в регионах.

В стране было введено инклюзивное образование, но условия для его развития не созданы. Складывается парадоксальная ситуация – число коррекционных школ сокращается на фоне роста детской инвалидизации и еще не развитой системы инклюзивного и дистанционного образования. Начиная с 2000 года общее число коррекционных школ в стране сократилось на 218 единиц, с 2011 по 2012 год – на 29 единиц. В 2012-2013 годах не было открыто ни одного вновь построенного коррекционного учреждения. Закрываются даже те школы, которых и так катастрофически не хватает, – для незрячих, слабовидящих, неслышащих, а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На селе таких школ единицы. При этом число детей-инвалидов неуклонно растет: в 2008 году инвалидами были признаны 67,1 тыс. детей, в 2010-м – уже 73,2 тыс. Показатель впервые выявленной инвалидности увеличился с 25,1 на 10 тыс. детей в возрасте до 18 лет в 2008 году, до 28,2 – в 2010-м.

Очевидно, что без федеральной поддержки обеспечить доступ к образованию для детей-инвалидов в регионах проблематично. Возможности регионов неодинаковы, и уровень детской инвалидизации в них тоже разный. Как правило, ее самый высокий показатель наблюдается в регионах с низким уровнем социально-экономического развития (Чеченская Республика – 475,9 инвалида на 10 тыс. детей, Ингушетия – 374,3), низкий показатель детской инвалидизации отмечается в регионах – лидерах экономического развития (Ямало-Ненецкий АО – 128,8, Москва – 149,8).

Но именно субъектам Федерации делегирована ответственность за реализацию образовательной политики, несмотря на то, что не все из них располагают достаточными ресурсами для обеспечения равного доступа к образованию.
На мой взгляд, важнейшими шагами, которые позволят остановить деформацию системы коррекционного образования, должны стать объективность статистических данных, разработка региональных программ развития образования, а также контроль критериев доступности коррекционного образования в российских субъектах. Этот вопрос имеет непосредственное отношение к вопросам обеспечения социальной справедливости в нашем обществе, а потому мы намерены им серьезно заняться. Необходимо прекратить практику сокращения специальных учебных заведений для инвалидов и обратить серьезное внимание на подготовку и переподготовку преподавательского состава, а также техническое оснащение таких школ.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко направил соболезнования президенту Вьетнама в связи с жертвами тайфуна Яги
  2. CNN: США призвали Украину максимально эффективно использовать ракеты ATACMS для ударов по РФ
  3. Российские военные взяли под контроль село Долиновка в ДНР
  4. Эстонии засчитано поражение за отказ играть с Беларусью в Суперфинале Евролиги по пляжному футболу
  5. Владимир Путин назначил Ираду Зейналову послом РФ в Республике Маврикий
  6. Белорусские таможенники изъяли груз с оружием, замаскированным под сантехнику
  7. Банк России принял решение повысить ключевую ставку до 19%
  8. Владимир Путин провел совещание с Советом безопасности РФ по вопросам МИД
  9. Военкора Евгения Поддубного выписали из НИИ Склифосовского
  10. Александр Лукашенко провёл встречу с с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана
  11. В Белгородской области на мине подорвался грузовик
  12. Дмитрий Чернышенко на фестивале «Молодёжь - за Союзное государство» рассказал, как молодые волонтёры помогают Курской области
  13. Владимир Путин провёл встречу с председателем Конституционного суда
  14. Сергей Митин: Обеспечение доступа к водным ресурсам – существенный критерий развития страны
  15. Маргарита Павлова: Сплочение необходимо для обеспечения победы в информационной войне

Парламентское Собрание

В Смоленске открылся фестиваль «Молодежь за Союзное государство»

Участники представлены десятками регионов России и Беларуси

Политика

Шольц предлагает «Минск-3». Стоит ли ему доверять?

Мы помним, чем завершились предыдущие договоренности

МНЕНИЯ

Когда ошибка может стать фатальной

Павел Родионов

Предельно четкое и однозначное заявление Владимира Путина о последствиях ударов натовскими дальнобойными ракетами по территории нашей страны было адресовано, понятно, прежде всего, Вашингтону.

Наглядная агитация

Олег Зинченко

Гражданская позиция должна быть не только в поступках, но и в одежде

Участники военных действий

Вячеслав Володин

США, Германия, Англия, Франция обсуждают возможность нанесения ударов дальнобойным оружием по территории нашей страны.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также