Дорога от Островца до площадки БелАЭС занимает почти полчаса, но за веселыми разговорами и шутками она пролетает незаметно. Нам вручают строительные каски, проходим КПП и направляемся к месту назначения – первому энергоблоку, в армацех. Искры от сварки, ставшие постоянными спутниками арматурщиков, запах металла и громкий гул техники – первое, что бросается в глаза и режет слух случайного человека.
– К шуму очень быстро привыкаешь и потом не обращаешь на него внимания, – уверяет командир стройотряда «Энергетики» из Обнинска Сергей Геллер. – А еще армцех – это идеальное место работы в жару, на которое нынешнее лето не поскупилось. Здесь всегда прохладно.
Работа в помещении кипит. В центре на пару метров от земли возвышается металлоконструкция, арматуры в которой в том числе вязали и студенты. Увидев стройотрядовцев, их опытные коллеги отвлекаются, пожимают руки. Полтора месяца на возведении БелАЭС они трудились вместе и за это время не просто подружились. Как признались строители, молодежь привнесла в их ежедневную рутину юный задор, от чего работалось куда веселее.
Помогать строителям первой белорусской атомной станции в этом году приехали более двухсот бойцов сводного студенческого стройотряда из всех областей Беларуси, а также из Нижнего Новгорода и Обнинска. Для сравнения: в прошлом году в Островце работали всего 60 ребят. К тому же нынче атомную электростанцию доверили возводить только лучшим из лучших: на Всебелорусскую молодежную стройку можно было попасть, лишь пройдя строгий отборочный конкурс.
Тимур Шарофеев из Нижнего Новгорода с самого детства слушал увлекательные рассказы отца о молодежных стройках, в частности о строительстве Байкало-Амурской магистрали и Саяно-Шушенской ГЭС. Теперь Шарофеев-старший может по праву гордиться и сыном, который возглавил стройотряд «Сил тока» на БелАЭС, а перед этим лично занимался отбором самых перспективных и ответственных ребят для поездки в союзную страну.
Невозможно стать прорабом, не зная стройку изнутри, уверен будущий специалист:
– На международной стройке мы все работали впервые. Лишь немногие из ребят до этого бывали на российских АЭС. Полученные опыт и конкретные навыки, безусловно, понадобятся в будущем. Кроме того, от нашей работы зависело, пригласят ли сюда работать российских ребят в следующем году. Поэтому с первого до последнего дня старались выложиться максимально, оставить о себе только хорошее впечатление.
И ребятам это удалось. Студенты заливали бетон, клали кирпич, монтировали и снимали опалубки, отделывали помещения. Что касается арматурных работ, то мы своими глазами убедились, насколько умело и профессионально, не побоюсь этого слова, вязали арматуру молодые строители.
Второй секретарь ЦК БРСМ Андрей Беляков подтвердил: подрядные организации остались довольны работой студентов. К примеру, только один линейный отряд смонтировал 880 кубометров фундаментных железобетонных плит, а еще 196 кубометров стен, днищ, перекрытий тоннелей и проходных каналов.
Важно и то, что для ребят работа в рядах стройотряда не только позволила освоить востребованную строительную специальность, но и неплохо заработать. Студенты в среднем получили по 12 миллионов белорусских рублей. Самая высокая зарплата на Всебелорусской молодежной стройке – возведении Белорусской атомной электростанции – достигла 16 миллионов рублей.
К слову, помимо строительства БелАЭС стройотрядовцы помогали подготовить к учебному году местную гимназию и среднюю школу, добровольно благоустроили территорию местной церкви Петра и Павла, соревновались в спортивных и интеллектуальных состязаниях. В свободное от работы время посетили Минск, Хатынь и Несвиж.
С бытом студентов тоже не обидели. Их разместили в новых двух– и трехкомнатных квартирах в рабочем поселке при БелАЭС, обеспечив всем необходимым: газовой плитой, холодильником, микроволновой печью, необходимой мебелью и посудой (все, к слову, белорусского производства).
Мы заглянули к ребятам на огонек. На стенах комнат висят флаги университетов, на плите готовится ужин. Лето близилось к закату, и стройотрядовцы уже начали паковать чемоданы. Но при этом почти все признавались, что теплой дружеской атмосферы, которая все полтора месяца окружала в Беларуси, им будет не хватать.
– Горжусь всеми ребятами, которые трудились на строительстве БелАЭС. Думаю, что многие из нас сюда еще непременно вернутся, – говорит на прощание Сергей Геллер.
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА